«Ножки буша» больше не нужны

Владимир Фисинин. © / Из личного архива

Владимир Фисинин, президент Российского птицеводческого союза, академик Российской академии наук

   
   

А ведь в конце 1990-х наше птицеводство развалили. Производство яиц сократилось на треть, мяса птицы - в 3 раза! Импорт достиг 65%! А если импортируют 50% продукции, отрасль уже считается банкротом. Как удалось выбраться?

В 2001 г. был создан Росптицесоюз, разработана первая госпрограмма развития птицеводства, затем вышло постановление о защите отрасли. Но подъём начался, когда был создан аграрный нацпроект. Агрофирмы получили льготные кредиты, за 15 лет в отрасль инвестировали 400 млрд руб. - из федеральных и региональных бюджетов. Результат не заставил себя ждать. 

Сейчас мясо птицы составляет половину мясного рациона россиян, а его импорт не превышает 9%. Нам вообще импорт не нужен, но при вступлении в ВТО Россию просто обязали ввозить 330 тыс. тонн мяса. 

Кстати, импорт в своё время снизили волевым решением президента. На выставке «Золотая осень» в 2008 г. я рассказал ему, что у нас на складах лежит 188 тыс. тонн нереализованного российского мяса. «Почему?» - спросил Путин. «Импорт давит», - отвечаю. После этого за три года мы уменьшили импорт мяса птицы на 1 млн тонн и тем обеспечили рост нашего производства.

При этом обеспеченность продукцией птицеводства по регионам пока очень разная: в 23 регионах, где проживает 27% населения страны, - нехватка яиц (меньше 50% от расчётной потребности). В 30 субъектах РФ, где проживает 43% населения, - недостаточно мяса птицы. Отстаём в ассортименте мяса: 90,2% его - это бройлеры. Нужно дать покупателю мясо индеек, уток, гусей, цесарок и перепелов. Над этим работаем.

Проблемы и в племенном деле - ввозим из-за рубежа инкубационные яйца для выращивания бройлеров. Нужно обязательно создать собственные генетические центры. Не жаль ввозить - беда в том, что вместе с яйцом ввозим инфекции. В птицеводстве мы много теряем из-за птичьего гриппа. А в резервах страны нет против него вакцины! Минфин не выдаёт на это деньги. Вот когда жареный петух клюнет, тогда найдём деньги. Но мы тогда и время, и поголовье потеряем.

   
   

Госпрограмма предусматривает, что к 2020 г. мы должны произвести 4,5 млн тонн мяса птицы. Сможем выйти на этот показатель уже к 2017 г. По яйцу у нас всё пока не так хорошо, мы ещё не достигли уровня 1990 г. Но произвести 45 млрд штук в 2020 г. сможем.

 

Пашни пустуют

Так же динамично, как птицеводство, у нас развивается свиноводство. Однако большие трудности в молочном животноводстве. Почему? В 1990 г. в России был 21 млн коров, а сегодня осталось 8 млн. Под нож пошло 13 млн бурёнок! Надо увеличить поголовье молочных коров, строить современные фермы. А также молокозаводы - они должны быть в каждом райцентре, мы на перевозке много теряем! Если это сделаем, то через 10 лет сможем заместить импорт молока и молочных продуктов. Но только через 10 лет, не раньше.

Нет коров, и земли пустуют - 40 млн га сельхозугодий не вовлечены в производство! В том числе 20 млн га пашни. В шкале оценки работы губернаторов должен быть показатель, как используется матушка-земля. Земля рожать должна! 

Для птицеводства это, кстати, очень важно - в стоимости яйца и мяса птицы корма занимают 70%. Так вот цена тонны пшеницы в урожайный 2014 г. за 6 месяцев подскочила вдвое. При этом треть урожая - на экспорт. Ты сначала на 100% обеспечь матушку-Россию! Нужен и госрезерв кормового зерна, не менее 5-8 млн тонн. Ну и хватит уже зерно продавать за рубеж. Надо муку продавать. 

Необходимо ввести список социально значимых продуктов - правительственным решением. Хлеб, молоко, яйцо, мясо птицы не могут быть очень дорогими. Торговая наценка здесь должна быть не выше 15%. А мы всё стесняемся, тогда как в США скидки на продукты получают 40 млн человек!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: