Владислав Иноземцев, д. э. н., профессор НИУ «Высшая школа экономики»:
— С одной стороны — да: Россия по итогам 2014 г. откатилась уже на третье место по добыче нефти после США и Саудовской Аравии. С другой стороны — нет: мы всё равно остаёмся экспортёром энергоносителей и нескоро перестанем им быть. Проблема в данном случае носит преимущественно технический характер.
В случае с Финляндией речь идёт о встречных потоках, которыми страны начали обмениваться в зависимости от времени суток и потребления на той и другой стороне границы. Ещё летом 2014 г. на подстанции «Выборгская» было введено в строй оборудование для реверса электроэнергии. 7 июня этого года Финляндия действительно поставляла России электроэнергию в течение большей части дня (но трафик электричества из Финляндии в Россию достигал 320 МВт в час, тогда как средний в течение суток экспорт его из РФ составляет 1400 МВт в час). В таком приграничном сотрудничестве сложно увидеть что-то плохое: в Европе давно никто не обращает внимания на перетоки, призванные обеспечить оптимальные объёмы выработки и снизить цену энергии для потребителя.
В случае с Ираном налицо политическая проблема: Тегеран долгое время находился под санкциями, и сейчас международное сообщество склоняется к их отмене. Продажа нефти — если, конечно, страна не хочет демпинговать — предполагает сложную цепочку сбыта и налаженные торговые связи, которых у Ирана нет. Покупая по 500 тыс. баррелей иранской нефти в день (около 5% нашей собственной добычи), Россия «мягко» увеличит предложение своим постоянным клиентам, что сократит ценовые колебания. В то же время не исключено, что здесь есть и серьёзный политический момент: в Москве считают, что Тегеран уже достиг соглашения с «шестёркой» по ядерной проблеме, и санкции больше не нужны. Так что вероятен и сценарий, по которому Россия начнёт закупать нефть у южного соседа даже ещё до их формальной отмены, что было бы сигналом для Запада.
Таким образом, в обоих случаях прослеживается вполне очевидная — и я специально это подчеркну — экономическая логика. Так что нам совершенно не стоит паниковать и опасаться того, что наши основные экспортные товары выходят из моды. Хотя, разумеется, в условиях относительно низких цен на сырьё в целом и на энергоносители в частности лучше быть их покупателем, чем продавцом. Но это уже совсем другая история...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Бочка без дна. Нефть закончится или обесценится? →
- Когда мы останемся без нефти? →
- Горечь иранской нефти →