Война в Сирии подходит к концу после 7 лет изматывающей борьбы, в результате которой сотни тысяч человек были вынуждены покинуть свою страну, а большая часть населения осталась без работы. За это время разрушена около 2 миллионов домов, самые прибыльные сектора экономики пришли в упадок. Если раньше аграрный сектор обеспечивал до 30% ВВП, то сегодня производимых товаров едва хватает, чтобы обеспечить минимум продовольствия на местах.
Международные эксперты уже выставили минимальный счет за реконструкцию в 200 млрд долларов. При условии, что война закончится прямо сейчас. Но есть ли у сирийцев время ждать пока окончательно стихнет канонада взрывов? И не эффективнее ли будет совмещать экономические меры с политическими и военными шагами? Председатель Госдумы Вячеслав Володин уже не раз акцентировал, что для окончательной победы над терроризмом необходимо в первую очередь повышать благосостояние граждан. А сделать это можно только за счет оживления экономики и инвестиций.
Пока планы по восстановлению Сирии не уделяют этому должного внимания, ограничиваясь «пробным макетом» будущей конституции и переходного правительства, хотя желающих вложиться в местные сектора экономики, как это ни странно, хватает. Еще до начала конфликта Арабская Республика показывала довольно впечатляющие темпы развития, всего за 7 лет к 2010 году ВВП страны утроился до 60 млрд. долларов.
Конечно, война обнулила все успехи. Но менее привлекательными нефтяная и промышленная отрасли от этого не стали. К тому же аппетит инвесторов куда больше связан с объективным запросом на восстановление портов и инфраструктуры. Китай уже высказал готовность участвовать в послевоенной реконструкции в соответствии со своим потенциалом. И хотя США и ЕС продолжают открещиваться от вложений,уверенности, что они не начнут использовать излюбленный метод санкционного кнута и финансового пряника для лоббирования своих интересов, нет. Тем более, что последствия затянувшегося конфликта слишком дорого обходятся самой Европе.
Но, как точно отметил наш Президент, именно Россия внесла решающий вклад в разгром террористов в Сирии. Логично, что и в процессе восстановления страны ей будет отведена одна из ключевых ролей. Дамаск уже сделал соответствующее заявление: при распределении контрактов приоритет останется за российскими компаниями.
При этом речь идет не о благотворительности и гуманитарной помощи, а взаимовыгодных проектах. Для начала нам необходимо вернуться на довоенные показатели товарооборота, которые упали с 2 млрд. до 280 млн. долларов. Впрочем, вернуться на эти показатели можно в ближайшие 3 года.
Российский бизнес уже начал «прощупывать почву» для инвестиций на встрече с ключевыми министрами во главе с премьером Имадом Хамисом и крупнейшими предпринимателями страны, которая недавно прошла в Дамаске, и насчитал с десяток перспективных проектов.
В первую очередь они касаются восстановления промышленного кластера и инфраструктуры. Учитывая, что железные дороги здесь строили при непосредственном участии СССР, сирийская сторона была очень заинтересована в российском опыте прокладывания дорог.
Их также поразили темпы строительства отечественных компаний и объемы ввода жилья в стране, поэтому российских застройщиков пригласили присоединиться к реализации крупных проектов по строительству многоэтажных домов на 10 тыс. квартир в Дамаске и Алеппо.
А на фоне успехов «политики импортозамещения», которая позволила нарастить темпы производства так, что отечественная система хранения зерна оказалась просто не готова к таким объемам, Сельскохозяйственная палата Сирии предложила не только предоставить российским производителям землю под засевы, но и открыть зерновой хаб в одном из портов Крыма, что открывает широкие возможности для экспорта.
Причем реализация проектов не заставит себя долго ждать, ведь для согласования проектов сирийская правительственная делегация уже в апреле в рамках ответного визита приедет на полуостров на Ялтинский международный экономический форум. Вместе с ведущими мировыми экспертами они также примут участие в разработке плана по восстановлению страны на первой Ялтинской конференции в Ливадийском дворце.
Однако в отличие от Женевы в Крыму основной упор пойдет на социально-экономическое развитие и завязывание бизнес контактов, которые и позволяют пережить этапы политической нестабильности. В деловых кругах прекрасно понимают, что те компании, которые не побоятся рисков и начнут сотрудничать с сирийскими партнерами сейчас, когда это жизненно необходимо для возрождения страны, займут ключевые позиции в экономике будущей Сирии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Путин: хватит злорадствовать над Америкой, пора разбираться с кризисом →
- Эксперт: Нынешняя мировая система не годится - пора строить следующую →
- Мировой финансовый кризис выдержат только богатые? →