В 2017–2018 гг. неизвестные подделали более полумиллиона заявлений граждан, которые якобы согласились перевести свои пенсионные накопления из ПФР в несколько негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Люди лишились миллиардов рублей. Может, государству сначала навести в НПФ порядок и лишь потом затевать новую реформу с целью заманить в них побольше будущих пенсионеров?
Михаил Делягин, научный руководитель Института проблем глобализации:
— Дело о мошенничестве — верхушка айсберга проблем, связанных с пенсионными накоплениями. По данным Счётной палаты, с 2015 г. люди, поменявшие пенсионный фонд, в который вложена накопительная часть пенсии, потеряли инвестиционный доход не менее 108 млрд руб. По закону такой переход можно делать раз в 5 лет. Но эта норма сформулирована так, что сознательно вводит в заблуждение: на деле первый переход можно осуществлять лишь через 5 лет с момента принятия закона. Воспринимающие закон буквально лишаются накопленного дохода, и тем более его лишаются жертвы мошенников, работающих агентами НПФ и за вознаграждение переводящих людей в другой фонд без их ведома.
Государство должным образом не информирует граждан о подстроенной им ловушке из-за корыстного характера реформ: их цель не повышение пенсий, а направление денег граждан в распоряжение финансовых спекулянтов, которым служат либералы. Миллиарды, которых лишились граждане, остались в распоряжении фондов, которые покинули, в том числе государственного ПФР. В итоге Банк России на днях не нашёл ничего лучше, чем предложить законопроект, вообще запрещающий переходы, вводящий пенсионное «крепостное право». А Минтруд предложил запретить пенсионных агентов, не желая отделять мошенников от честных тружеников.
Но запреты уже не вернут доверия к пенсионной системе. Как бы ни назывался её новый накопительный элемент — индивидуальный пенсионный капитал или гарантированный пенсионный продукт, — люди не понесут деньги в НПФ, зная, что государство фактически запрещает накоплениями распоряжаться. И особенно это невыгодно сейчас, когда даже доходность валютного вклада в госбанке с учётом периодических девальваций рубля получается выше. Если уж Банк России и Минфин захотят вдруг по-честному позаботиться о клиентах НПФ, пусть установят разумный срок «Юрьева дня» — раз в год. Кто спорит — выгодно, когда человек остаётся твоим клиентом целых 5 лет. Но почему при этом клиентов полагается грабить?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- «Это пособие по бедности». Эксперт о пенсиях в России →
- Куда утекают пенсионные деньги? →
- Когда определятся с пенсией? →