Некоторые эксперты утверждают, что Европе надоели украинские беженцы, но ещё больше – те проблемы и бытовые неудобства, что вызвали санкции, введённые Европой же против РФ.
Насколько на самом деле велики эти усталость и недовольство? И насколько критична для Европы зависимость от русского газа?
— Раньше доля российского газа доходила до 38% европейского рынка. В этом году она упала до 25% – сократились наши поставки. Параллельно вырос ввоз сжиженного природного газа (СПГ) (на 21 млрд куб. м) и поставки по трубам из не входящих в ЕС Норвегии, Азербайджана и др. (на 14 млрд куб. м). При этом спрос в Европе в 1-м полугодии рухнул на 27 млрд куб. м.
Выглядит всё это так, будто европейцы отказываются от российского газа, переходя на другие источники. Однако выясняется, что спад потребления начался в конце 2021 г. под давлением цен, и даже спрос энергетиков не компенсировал выпавшие объёмы. А рост импорта стих после стабилизации цен. Могли бы работать цепочки перекупщиков (Литва может купить СПГ на Ямале и продать его Латвии, Германия могла бы продавать газ из «Северного потока» Польше, Словакия – Украине прокачанное по её территории голубое топливо), если бы поставки российского газа можно было технически увеличивать. Но сейчас такой возможности нет – «потоки» не работают.
Ещё одно подорожание газа в июне газовый импорт в ЕС не подстегнуло. Производители газа предпочитают долгосрочные контракты, от которых Европа, верящая, что к 2050 г. станет «углеводородно-нейтральной», принципиально отказывается. Тем временем рекомендации по сокращению потребления газа невольно выполняют металлурги, производители цемента, удобрений и т. д. Ценой их «воздержания» становится заморозка работ или закрытие предприятий. Импорта из новых стран нет – на одном из крупнейших американских заводов в июне произошла авария, из-за чего во 2-м полугодии поставки СПГ из Штатов в Европу снизятся на 5 млрд куб. м.
В сложившейся ситуации мелких потребителей, граждан, никто слушать не будет – это понятно, им споют мантры «Россия виновата», «надо экономить», «больше ветряков». Но «талантливые» европейские лидеры зашли слишком далеко – введённые против России ограничения затронули крупных игроков. А им не нравится, когда приходится закрывать заводы. Единственная возможность преодолеть кризис – давление бизнеса на политиков. На политиков давят и другие. Вопрос – чьё давление будет сильнее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции