Георгий Клейнер, заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН, завкафедрой Финансового университета при Правительстве РФ
Лебедь, рак, щука и слон
Жизненная сила промышленных предприятий падает. Конечно, такого экономического показателя — «жизненная сила» — нет, но есть показатели потенциала и деловой активности. Потенциал предприятия складывается из имеющегося оборудования, активов, состава занятых работников, из его истории и планов. Но что движет всем этим? Некоторые экономисты пользуются понятием «душа», имея в виду источник силы, который есть на каждом предприятии. Этот ресурс не виден глазу, не отражается в статистике, но он ощущается всеми, кто тесно связан с этим производством.
Источник жизненной силы, благодаря которой растут новые предприятия и создаются новые технологии, — вовсе не кредитная ставка, о которой так много сейчас говорят. Экономические силы — это человеческий капитал, престиж труда, вера в справедливость вознаграждения. Это молодые люди, которые идут работать на производство с горящими глазами. Но что мы видим сейчас? Работать в промышленности непрестижно. Оплата труда не соответствует затраченным усилиям, никак не соотносится ни со средней зарплатой в регионе, ни с высокими окладами управленцев на том же производстве.
На каждом предприятии действуют четыре силы: собственники, управленцы, специалисты и работники. Когда они работают в гармонии, увлечены общей идеей, предприятие активно развивается. Но сейчас этот квартет часто напоминает лебедя, рака, щуку и... слона. Собственник — это слон, у которого много прав и мало обязанностей. Управленец заинтересован в том, чтобы предприятие развивалось, но когда собственник отворачивается, то менеджер порой напоминает едока под одеялом. Роль, которую играют на предприятии специалисты, не сможет сыграть никто. Эти люди находятся в своей виртуальной среде, в которой передаются знания и новации. Специалисты сейчас, мне кажется, — одно из самых слабых мест в организации нашего производства. Государству следует их защищать. И все эти четыре силы должны получить право участвовать в принятии решений, в управлении предприятием. Сейчас структуру и цели управления определяет собственник, но права собственности должны быть ограничены. Скажем, владелец участка земли не может делать с этой землёй всё, что ему заблагорассудится. Так же должно быть и с предприятием.
Зеркало страны
Кроме того, объединить все эти четыре силы могут справедливое распределение вознаграждения, а также понимание будущего предприятия — стратегическое планирование. У нас принят закон о государственном стратегическом планировании, но этот документ витает в облаках — он отделён от предприятий, не доходит до них и не проливается «на землю» благодатным дождём. До людей доносятся лишь раскаты грома, как в греческих мифах, где один бог поссорился с другим и произвёл у него обыск. Государство может сказать, что оно хотело бы выйти на темпы роста ВВП в размере 4%, но людям от этого ни жарко, ни холодно. Эти планы должны быть переведены на следующий уровень — регионов и отраслей, а потом и предприятий.
Отсутствие системности в нашей экономике — фундаментальная причина её плачевного состояния. Следует провести всесторонний системный научный анализ ситуации на предприятиях, каждое из которых — это миниатюрное отражение всей экономики страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Миллиарды на модернизацию: спасут страну — или достанутся олигархам? →
- Александр Аузан: Мы станем страной менеджеров и гастарбайтеров →
- Стандарт некачества →