Дочь моих друзей недавно поступила на вечернее платное отделение филфака. Хотя до этого литературой и лингвистикой девушка не увлекалась. «Решила выучить иностранные языки и уехать из России», - честно признались родители, согласившиеся заплатить 500 тыс. руб. за 5 лет учёбы. Инвестиция более чем сомнительная. Владея иностранными языками, можно рассчитывать только на место в кол-центре где-нибудь в Польше. Но о такой ли карьере мечтается?
У меня есть знакомые, чья профессиональная судьба успешно сложилась за рубежом. Однако начиналась их карьера в России. Сама я работаю в российском подразделении западной компании и могу сравнить: в Москве никого не удивляет начальник отдела в возрасте 27-30 лет, в Европе до этой должности чаще всего вырастают к 40.
Экономика развитых стран ЕС стабильна. Поэтому количество вакансий на рынке труда растёт очень медленно. Пенсионный возраст там давно установлен на уровне 65-67 лет, и молодые руководители скорее исключение, чем правило. Рождаемость невысокая, но это компенсируется притоком мигрантов. Дефицит толковых голов есть только, скажем, в инжиниринге или информационных технологиях.
Вот обычный карьерный путь европейского профессионала. После окончания университета год стажировки с небольшой зарплатой или совсем без неё, если фирма известная. Года через три можно рассчитывать на зарплату специалиста. Затем ещё через три года - на низшую управленческую позицию. И если в зрелые годы ты поднялся на заметную карьерную ступеньку, есть все шансы сохранить её до пенсии. Во многих европейских странах трудовое законодательство устроено так, что уволить сотрудника просто за низкую эффективность почти невозможно. В итоге молодые годами ждут очереди проявить себя.
Российская экономика, несмотря на нестабильность, более динамична. На рынке труда больше ниш, где правила игры диктуют соискатели вакансий, а не работодатели. Даже в кризис появлялись новые направления бизнеса, где остро требовались люди самой разной квалификации, - в производстве потребительских товаров, фармацевтике, ИТ. А демографическая ситуация такова, что в ближайшие годы молодых специалистов будет меньше, чем нужно компаниям. Значит, конкуренция среди них будет ниже, а их карьерные шансы выше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Рецепт для будущих провизоров. Спасти фармотрасль может лишь понимание →
- Оксана Дмитриева: Местечко для своего человечка →
- Алексей Чадаев: Советские ацтеки →