Нашествие?
Китай - один из крупнейших в мире инвесторов, и прежде всего - в сфере добычи полезных ископаемых. В Африке вложения компаний из Поднебесной в эту отрасль оцениваются в 9-12 млрд долл., в Латинской Америке - в 20-25 млрд. Да и не надо ходить так далеко: китайские деньги есть в нефтегазовом комплексе Казахстана и Туркменистана. А вот в российском пока нет.
Добычей ресурсов в РФ ещё в 1990-е гг. пытались заниматься японские, американские и индийские компании (Mitsui, Exxon и ONGC). Их инвестиции в проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» к 2006 г. достигли 11 млрд долл. Соглашение о разделе продукции, однако, продлено не было, и основные пакеты акций перешли к «Газпрому» и «Роснефти». В 2003-м была создана ТНК-ВР (вложения англичан оценивались тогда в 6,15 млрд долл.), но в 2013-м компанию купила «Роснефть». Французская Total и сейчас владеет 20% в НОВАТЭКе. Так что китайцы выглядят на этом фоне явно отстающими.
Стоит ли опасаться китайской экспансии? Китайцы прекрасно понимают два важнейших обстоятельства. С одной стороны, они видят, что Россия готова поставлять в КНР всё больше сырья и нет никаких причин самим заниматься его добычей. Сибирские месторождения тяжело осваивать - и в Пекине считают, что стоит оставить это дело русским: и так продадут то, что добудут. С другой стороны, сегодня Китай - крупнейшая индустриальная держава мира, и инвестировать в российскую промышленность он не будет: зачем создавать себе конкурента? С 2000 по 2014 г. экспорт из Китая в Россию вырос почти в 25 раз и в основном представлен электроникой, оборудованием и потребительскими товарами. Так что рассуждения о «скупке» России китайцами несостоятельны: среди крупнейших инвесторов в нашу экономику Китай отстаёт от ЕС более чем в 15 раз. Да и вообще на долю нашей страны приходится всего… 0,7% зарубежных инвестиций КНР.
Не слишком вероятна и миграционная экспансия Китая. Россия - далеко не первая в списке предпочтительных мест для жизни 45-миллионной китайской диаспоры. Китайцы много торгуют в России, встраиваются в некоторые производственные цепочки. Но любой, кто был на Дальнем Востоке по обе стороны границы, понимает, что на этой торговле расцветают китайские пограничные города, а не наши.
С кого брать пример
Проблема в том, что вместо выстраивания отношений равных партнёров мы снова становимся сырьевым придатком - на этот раз не постиндустриальной Европы, а индустриальной Азии. Если в 2000 г. Россия поставляла в КНР больше товаров, чем завозила оттуда (профицит в торговле составлял 3,5 млрд долл.), то в 2014-м мы имели уже 12,5-миллиардный дефицит. Китай становится ведущей державой на азиатском берегу Тихого океана, и мы ничего не делаем, чтобы за ним угнаться. Сейчас один порт Шанхая (не самый крупный в КНР) переваливает грузов больше, чем все порты России! Воздушные ворота Пекина обслуживают больше пассажиров, чем все аэропорты нашей страны. В перспективе Россия ещё больше закрепится в подчинённом статусе - и в Китае политики и эксперты молодого поколения откровенно об этом говорят. Кроме того, ориентация на КНР мало что даёт для развития Сибири и Дальнего Востока: китайцы - мастера по экономическому росту в прибрежных территориях с совсем иным климатом. Если нам нужен опыт в развитии Якутии или Чукотки, учиться надо у канадских северных территорий или Аляски; если мы говорим о Бурятии или Забайкалье - то скорее у Монголии. Во всех этих случаях речь идёт об освоении огромных территорий силами ограниченного по численности населения.
Так что бояться китайцев не нужно. Но и надеяться на то, что сотрудничество с ними заменит нам партнёрство с европейскими и американскими инвесторами, тоже не стоит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Великий китайский путь. Какие реформы сделали Поднебесную «экономическим чудом»? →
- Дракон и санкции. Почему Китай смог разбогатеть на запретах Запада? →
- Тень дракона. Что обещает России грядущее сближение с Китаем? →