Разруха не в клозетах, а в головах

Было бы лукавством утверждать, что в России всегда всё было хорошо и безоблачно, а теперь вдруг сгустились тучи, и жизнь изменилась. Тучи сгустились достаточно давно, а в какую сторону поменяется жизнь, зависит от нас. Смутные времена были всегда, и наши предки переживали и побеждали в разных внешних и внутренних обстоятельствах с разной степенью успешности, но в наследство нам досталась богатейшая земля, хотя достаточно урезанная по площади и населению и потрёпанная экономическими и политическими событиями конца прошлого столетия. Тем не менее пережить текущий экономический кризис нам должны помочь генетическая память, богатства нашей земли и профессиональные умные люди.

   
   

Россия не выживет без суверенной денежной системы, о чём сейчас много пишут и говорят. Но мало кто говорит о нашем образовании. Мне часто приходится слышать об отсутствии профессионалов в технических отраслях. Сейчас гораздо больше людей знают, в лучшем случае, что такое опционы, фьючерсы и свопы, чем усталость металлов, диффузия и гидравлический удар, что приводит не только к отсутствию возможного технологического роста, но и к различным технологических катастрофам.

Попробуем последовательно разобраться в причинах исчезновения инженеров, работающих и создающих сложные предприятия в советский период.

После распада СССР были разорваны устоявшиеся кооперационные связи между предприятиями стран Союза, либо восстановление их было невозможным по причине закрытия одного из предприятий в цепочке производства, либо транзакционные издержки были настолько велики, что предприятия не смогли их выдержать. За 7 лет с 1991 по 1998 годы объём промышленного производства России сократился на 54 %. Физический объём инвестиций в основной капитал 1999–2001 гг. составлял только 20–25 % от уровня 1990 года. Крупные предприятия сворачивались в небольшие цеха, санатории превращались в гостиницы, НИИ — в офисы и прочее. Начался период выкачки максимально возможной выгоды из наследства СССР. Упрощённая бизнес-модель того времени: договориться, посчитать и оформить. То есть самыми популярными профессиями были: менеджер, финансист-банкир и юрист (бэк-офис или «офисный планктон»). Потребность в профессиях технического профиля существенно сократилась.

Несмотря на убыль молодого и грамотного населения с начала 90-х, сокращение промышленности (пройдя двукратное падение в 1998 году, к 2013 году мы достигли лишь 88 % промышленного производства 1991 года), количество студентов в России к 2008 году увеличилось до 7,5 млн человек, что в 1,5 раза больше, чем в 1987 году во всём (!) СССР или в 2,7 раза больше студентов РСФСР. Столь значительное увеличение числа специалистов совершенно не соответствовало реальной потребности экономики. Число российских выпускников  экономических специальностей увеличилось в 13 раз! В 1987 из было 38 тысяч, а в 2012 году — уже 490 тысяч. Каждый третий выпускник государственного вуза и каждый второй негосударственного — экономист-управленец. Что же касается инженеров, то количество выпускников технических специальностей 2012 года (230 тыс.) сопоставимо с РСФСР 1987 года, но на фоне общего увеличения студентов их доля сократилась в 2,6 раза с 42 % до 16 %.

В Великобритании доля студентов научных специальностей (инженеры, медики, физики, математики, компьютерщики, биологи, архитекторы) в 2013 году составила 44 %, что сопоставимо с советским периодом (около 50 %), в современной России по научным специальностям учатся лишь 19 % студентов. Доля британских студентов 2013 года, обучающихся по специальностям бизнес-администрирования, составляет 15 %, в российских вузах по подобным специальностям обучаются почти 40 % студентов, хотя в 1987 году студентов по экономике было всего 13 %. Современная структура образования Великобритании по специальностям сопоставима с аналогичной структурой СССР с небольшими отклонениями.

   
   

Вместе с увеличением производительности «конвейера» по подготовке специалистов с высшим образованием значительно упало качество выпускников. Последние международные рейтинги подтверждают серьёзное ослабление российского образования. Так, в рейтинге Times Higher Education-QS 2014–2015 из российских вузов я нашёл только МГУ им. М. В. Ломоносова на 196 месте.

Таким образом, советских инженеров если и сохранили, то на остатках уже технически устаревших предприятий, а новых специалистов подготовили «как смогли» и с серьёзным превышением спроса, в результате большинство выпускников трудоустраивается не по профильному образованию, ценность которого теряется, а качество снижается.

Для решения проблемы с кадрами нужно: 1) распределить предложение специалистов в соответствии с реальной потребностью национальной экономики, заменив количество качеством; 2) увеличить финансирование на 1 студента и улучшить качество материально-технической базы, отвечающей современным технологиям и требованиям; 3) обеспечить обмен опытом крупнейших мировых вузов с российскими; 4) возобновить популярность и престижность технических вузов, в том числе за счёт повышения стипендий и грантов; 5) обязать выпускников российских вузов бюджетных форм обучения работать по своей специальности в России не менее 5 лет.

И самое главное — создать современные производства, где инженер сможет применить свои знания и получить практические навыки, а финансист сможет его кредитовать.

​Мнение автора может не совпадать с позицией редакции