Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:
— Подобные меры давно используются за рубежом. Для Европы лишение пенсии чиновника, уличённого в мздоимстве, - обычная практика. Правда, размер тамошних пенсий куда больше стимулирует чиновника вести честную жизнь. Это такая аппетитная морковка, которая маячит перед носом и не позволяет поддаться сиюминутным соблазнам. Для многих наших чиновников местного и регионального уровня такая санкция тоже была бы вполне действенной. А вот для чиновников покрупнее, которые ворочают миллиардами бюджетных денег, - едва ли. Размеры их левых доходов могут исчисляться цифрами с 6 и даже 9 нулями. С таким «наваром» никакие пенсии не сравнятся, потерять их не страшно.
Иное дело - отъём имущества у родственников коррупционера. Ещё много лет назад мы предлагали ввести в Гражданский кодекс понятие фактического выгодополучателя. И тогда, если на бабушку чиновника зарегистрирован «Бентли», которым фактически пользуется внук, уловка не поможет - машину могут отнять. В Италии такой метод активно применяли в борьбе с мафией, есть хороший опыт у Сингапура и др.
Разумеется, даже самые эффективные меры по наведению порядка у нас сработают лишь тогда, когда государство решится их бескомпромиссно применять. Пока сверху отстраивается антикоррупционная система, власть признала коррупцию угрозой нацбезопасности. Мы же видим, к чему её расцвет привёл на Украине: к майдану, госперевороту и т. д. Но при этом немалая часть бюрократии, включая правоохранителей, активно сопротивляется тому, чтобы новая система заработала. Ибо это порушит их бизнес. Но я надеюсь, что политическая воля окажется сильнее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Отдача Тимченко. Олигархи возвращают богатства родине? →
- Е. Панфилова: Выстрел по коррупции оказался холостым? →
- Как перевоспитать чиновника →