Вопрос цены. Как не переплачивать в магазинах

На какие только уловки не идут специалисты по продажам, чтобы эти самые продажи шли в гору! В некоторых австрийских магазинах, например, есть «говорящие» тележ­ки: пока покупатель возит её по супермаркету, тележка рассказывает о новых поступлениях и напоминает, чтобы тот не забыл купить свои любимые продукты. В Южной Корее тоже без инноваций не обошлось – там создали «виртуальный» магазин прямо в метро. На его полках помещены не обычные товары, а нарисованные. Клиент выбирает нужную картинку, отправляет данные в службу доставки и вскоре получает корзинку с настоящими продуктами.

   
   

Кроме того, маркетологи используют специальные психологические приёмы, заставляющие нас покупать, в том числе и товары, которые нам не нужны. Что это за приёмы и можно ли от них защититься?

Иллюзия дешевизны

Создаётся она двумя способами. В первом случае дорогие брендовые товары ставят рядом с такими же товарами средней ценовой категории. На фоне дорогих изделий «середнячки» кажутся выгодным приобретением, и их быстро сметают с полок.

Во втором случае на вещь наклеивают ярлык «было – стало». Например, раньше свитер стоил 10 тысяч рублей, а сейчас всего 5 с половиной. «Скидка 50%, надо брать!» – думаем мы. И берём. Не размышляя о том, что даже такая цена для свитера, мягко говоря, высоковата. А бывает, что никакой уценки вообще не было (если отклеить новую этикетку, на старой может стоять та же цена), – скидку придумали специально для того, чтобы покупатель обратил внимание на неходовой товар.

Как защититься. Сравнить цены на понравившуюся вещь в нескольких магазинах.

Ностальгический дизайн

У многих наших соотечественников есть тоска по советским временам или хотя бы советским продуктам. Этим и пользуются маркетологи. Сами того не осознавая, мы кладём в тележку конфеты «как в дет­стве» или чай с «тем самым» вкусом. Особенно если упаковка похожа.

Как защититься. Не брать продукты «на автомате», даже если внешне они очень похожи на те, что вы когда-то любили. Сначала почитайте состав – не исключено, что за эти годы рецептура сильно изменилась. Или купите немного для пробы.

   
   

Соблазнительные ненужности

Часто в супермаркете самые ходовые продукты (мясо, молоко, хлеб) находятся в конце магазина. Пока вы до них дойдёте, купите кучу всякой всячины – от веника до соевых батончиков со скидкой (со скидкой же!). Даже если не планировали, рука всё равно потянется – уж больно привлекательно они выглядят.

Как защититься. Заранее составить список товаров и не отклоняться от него.

Атака на детей

Игрушки и сладости обычно располагаются на самых нижних полках – на уровне глаз ребёнка. Особенно часто это встречается у кассы: наверху лежат товары для взрослых, а внизу – для детей. Всё рассчитано на то, что ребёнок начнёт клянчить шоколадку, пока родители стоят в очереди.

Как защититься. Посадить ребёнка в тележку или отвлечь его чем-нибудь.

Громкие лозунги

На упаковке написано: «Подсолнечное масло без холестерина». Доверчивый покупатель кладёт товар в тележку, не понимая, что его обвели вокруг пальца. Растительное сырьё не содержит холестерин в принципе, поэтому не важно, какой сорт подсолнечного масла вы положите в тележку.

Как защититься. Не доверять громким словам.

Игра на чувстве долга

Оно просыпается в тот момент, когда с нами битый час возится консультант в магазине – вежливый, услужливый, даже чересчур. Вообще-то мы его не просили о помощи, просто приценились к новому телевизору. Но теперь сложно уйти из магазина с пустыми руками, ведь человек так старался нам помочь!

Как защититься. Не позволять консультантам брать «управление» в свои руки.