Вернуть деньги за авиабилет или взять ваучер: что выгоднее?

96% стран мира ввели ограничения на поездки из-за коронавируса, говорится в докладе Всемирной туристской организации ООН. Одни государства закрыли границы, другие даже приостановили внутренние передвижения. 

   
   

Авиаотрасль признана одной из самых пострадавших из-за пандемии COVID-19. Но в затруднительном положении оказались не только топ-менеджеры авиаперевозчиков, пилоты и стюардессы, но и обычные пассажиры, которые заплатили за билеты, а поехать никуда не могут. Некоторые авиакомпании предлагают переоформить билеты на другие, более поздние даты, взять ваучеры на следующие поездки или выбрать возврат денег. Попробуем разобраться, что из этого выгоднее.

Что за ваучеры предлагают авиаперевозчики?

С инициативой признать депозитные ваучеры законной формой между перевозчиком и пассажиром выступила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Генеральный директор организации Александр Жюньяк призвал использовать их вместо возврата денег. 

«Этот инструмент предлагается в качестве глобальной антикризисной меры поддержки авиакомпаний, переживающих беспрецедентный кризис, вызванный пандемией COVID-19 и ограничениями на передвижения», — объясняет эксперт Национального центра финансовой грамотности Савина Елена

Смысл депозитного ваучера в том, что авиакомпании выдают его пассажиру вместо возврата денег. Это инструмент, заменяющий авиабилет, который позволит пассажиру совершить авиаперелет после стабилизации ситуации с пандемией, открытием границ и возобновлением авиасообщения между странами.

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предложила выдавать ваучеры с повышенной стоимостью. «Предполагается, что этими ваучерами пассажиры смогут воспользоваться, оплатив ими новый билет. Так, если билет стоил 25 тысяч рублей, то, взяв этот ваучер, человек может купить на него новый билет, но уже стоимостью выше, в 26 тысяч рублей», — объясняет Любовь Палачева, эксперт проекта по повышению уровня финансовой грамотности вашифинансы.рф.

Чем выгоден ваучер?

Во-первых, по словам Савиной, депозитный ваучер гарантирует пассажиру возможность совершить авиаперелет в будущем, после окончания пандемии. Во-вторых, стоимость билета зафиксирована, будущие изменения цен никак не повлияют на стоимость авиаперелета. 

   
   

Кроме того, получение депозитного ваучера не отменяет права пассажира обратиться в суд в будущем за возмещением средств. 

А еще многие авиакомпании дают дополнительные бонусы и привилегии в виде скидок на будущие перелеты, сертификаты с дополнительной стоимостью, превышающей исходную цену купленного билета.

«Перенос авиаперелета на более поздний срок и сохранение депозита у авиакомпании до окончания пандемии — наиболее разумный выход из ситуации, который сейчас можно предложить. Он не только сохраняет деньги пассажиров, но и гарантирует поездку в период, когда ситуация с коронавирусом завершится. Это разумный компромисс, позволяющий сохранить и стабилизировать экономическое состояние авиакомпаний, что в свою очередь гарантирует исполнение ими своих обязательств», — подчеркивает Савина. 

А если просто переоформить билет на другую дату?

Это самый простой и понятный вариант, который позволяет урегулировать вопрос компенсации за неиспользованный билет. Если пассажир по-прежнему готов поехать через полгода в определенный город, куда не попал сейчас из-за пандемии коронавируса, он может перенести дату вылета. 

Авиакомпании предлагают такой вариант как для возвратных, так и для невозвратных билетов при условии, что пассажир точно может назвать дату будущего перелета. 

«Предложение может зависеть от выбранного направления, стоимости и сроков путешествия в будущем. Здесь следует внимательно ознакомиться с предложением и учесть все возможные риски, затраты средств и нервов. <...> В любом случае, авиакомпании могут устанавливать правила переоформления билетов, и в каждой они свои. Это необходимо учитывать и узнавать для каждого конкретного случая», — отмечает Савина.

Стоит ли обращаться в суд?

Если вы решили вернуть деньги за неиспользованный билет и собираетесь обратиться в суд, необходимо учитывать порядок судопроизводства и время рассмотрения иска в суде. «Учитывая складывающиеся обстоятельства, нужно отметить, что загруженность судов после отмены карантинных мер и возобновлении работы в плановом режиме будет очень высокой, и сроки рассмотрения таких исков и вынесения решения могут быть растянуты на длительный срок. 

Все авиакомпании, защищая свои интересы, будут рассматривать судебные обращения в нескольких инстанциях с обязательным обращением в апелляцию. Кроме того, сама процедура взыскания такого долга после вынесения решения судом тоже займет значительное время. Таким образом, процедура возврата денег становится очень затяжной и неоднозначной», — предупреждает эксперт.

По ее словам, возврат денег в судебном порядке может быть даже невыгоден, поскольку придется потратиться на услуги юристов. Плюс отсутствие сложившейся правоприменительной практики, обусловленное уникальностью и нестандартностью ситуации в которой принимается решение, сделает вероятность выигрыша в суде весьма призрачной. «Судом могут быть приняты во внимание также обстоятельства принятых мер со стороны авиакомпаний по мирному урегулированию вопроса исполнения обязательств», — добавляет Савина.

«И, наконец, массовые взыскания денег в судебном порядке неизбежно спровоцируют риск банкротства даже крупной авиакомпании. Здесь, конечно, возврат средств может осуществляться формальными суммами, несопоставимыми со стоимостью купленных билетов», — резюмирует она.