Банк России отозвал лицензию у КИВИ Банка, нарушив тем самым работу популярных у россиян Qiwi-кошельков, платежной системы Contact и МФК «Полет финанс». Обнаружив, что платежи не проходят, а деньги с кошельков не получается вывести на банковский счет, люди обрушили на Центробанк настоящую лавину вопросов. Aif.ru разобрался, что делать клиентам КИВИ Банка и его дочерних сервисов.
Почему ЦБ лишил КИВИ Банк лицензии
Банк России заявил, что был вынужден отозвать лицензию у КИВИ Банка из-за того, что он занимался оказанием нелегальных финансовых услуг мошенникам, теневым казино и криптообменникам.
«Бизнес-модель банка в значительной степени была основана на проведении высокорисковых операций по электронным кошелькам и переводов, в том числе для теневого игорного бизнеса и криптообменников», — сообщил aif.ru представитель Центробанка. Банк, как отмечается, также совершал переводы похищенных средств в пользу дропперов — это добровольные пособники телефонных аферистов, которые помогают им прятать украденные деньги.
Кроме того, ЦБ выявил «многочисленные факты регистрации кошельков на граждан с использованием их персональных данных, но без их ведома». Масштаб нарушений в КИВИ Банке оказался таков, что представитель ЦБ исключил вариант, при котором организация сможет восстановить свою лицензию и продолжить работу в прежнем режиме.
Также в Центробанке ответили на претензии людей, что об отзыве лицензии следовало предупредить заранее, чтобы все успели вывести свои деньги с банковских счетов и электронных кошельков. «Отзыв лицензии — это инсайдерская информация, и обращение с ней не предполагает предупреждения. И это всегда крайняя мера», — сказали в ЦБ.
После сообщения Центробанка об отзыве лицензии у КИВИ Банка расписки группы компаний Qiwi на Мосбирже рухнули на 50%, до 240,5 рубля за бумагу. Если бы участники торгов узнали о планах ЦБ заранее, то смогли бы получить «из воздуха» огромные деньги.
Что делать клиентам КИВИ Банка
После отзыва лицензии руководство банка отстраняют от работы, а вместо него назначается временная администрация, рассказал aif.ru эксперт Центра стратегических разработок, управляющий партнер адвокатского бюро «Нордик Стар» Андрей Гусев.
«Все банки в России, которые получают лицензию от Центробанка и право принимать у населения деньги, обязаны участвовать в системе страхования вкладов. КИВИ Банк не был исключением, поэтому функции временной администрации возложены на Агентство по страхованию вкладов (АСВ)», — пояснил он.
Людям, у которых были счета и вклады в КИВИ Банке, вернут их деньги в пределах 1,4 миллиона рублей, включая начисленные проценты, отметил Андрей Гусев. Им нужно просто дождаться, пока АСВ организует выплаты через другие банки. Обычно на это требуется несколько недель.
Повод для беспокойства есть только у тех людей, кто держал в КИВИ Банке суммарно больше 1,4 миллиона рублей, а также у владельцев Qiwi-кошельков. «Средства на электронных кошельках не защищены системой страхования вкладов. Так же как и деньги на банковских счетах свыше 1,4 миллиона рублей. Возврат этих денег не гарантирован», — предупредил юрист.
Куда обращаться владельцам Qiwi-кошельков
Функция вывода денег с Qiwi-кошельков на банковские счета была отключена сразу после отзыва лицензии, но в первые часы 21 февраля можно было сделать перевод на другие сервисы электронных платежей, счета мобильных операторов и просто оплатить какие-либо услуги. Это решение подошло тем, у кого на кошельке лежала небольшая сумма. А вот люди, которые хранили на Qiwi-кошельках десятки и сотни тысяч рублей, попали в ловушку.
В Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) заявили, что владельцы кошельков смогут получить свои средства назад только в рамках процедуры ликвидации КИВИ Банка. «Работа электронных кошельков прекращена. Средства на Qiwi-кошельках являются электронными денежными средствами и, согласно закону о страховании вкладов, страхованию не подлежат», — сообщили aif.ru в АСВ.
Теперь владельцы Qiwi-кошельков вправе подать требование во временную администрацию КИВИ Банка с приложением документов, которые подтверждают наличие денежных средств, отметили в Агентстве.
«В течение 30 рабочих дней заявителю будет направлено уведомление о результатах рассмотрения. Выплаты по требованиям будут осуществляться в ходе ликвидационных процедур. Владельцы Qiwi-кошельков являются кредиторами третьей очереди в рамках процедуры ликвидации КИВИ Банка», — пояснил представитель АСВ.
Сколько денег вернут с Qiwi-кошельков
Требования по выплате средств с Qiwi-кошельков будут удовлетворяться в ходе процедуры конкурсного производства или принудительной ликвидации банка за счет взыскания и реализации активов и иного имущества банка, подтвердили в Центробанке.
Сколько денег удастся вернуть этим путем, точно пока не знает никто, но по предварительной оценке Банка России, у КИВИ Банка должно хватить средств, чтобы рассчитаться не только со своими вкладчиками, но и с владельцами кошельков.
«Мы сочувствуем людям, которые потерпели неудобства в этой ситуации. Но закон есть закон. Деньги на электронных кошельках не застрахованы государством. Выбирая финансовый инструмент, нужно изучить его суть», — заметил представитель ЦБ.
Как платить за кредит в КИВИ Банке и «Полет финансе»
Отзыв лицензии у КИВИ Банка не освобождает заемщиков от выплаты долга, заявили в Банке России. Они по-прежнему будут обязаны исполнять свои обязательства перед кредиторами своевременно и в полном объеме, в соответствии с условиями ранее заключенных договоров.
Проблема у должников банка в том, что они не знают, как совершить очередной платеж — перевод по обычным реквизитам больше не проходит. В похожей ситуации оказались клиенты микрофинансовой организации «Полет финанс», счет которой был открыт в КИВИ Банке.
«Заемщикам банка следует в течение нескольких дней обратиться в Агентство по страхованию вкладов (АСВ) по телефону горячей линии 8 800 200-08-05 или просто дождаться опубликования информации на официальном сайте, — говорит Эльман Мехтиев. — В АСВ должны сообщить, по каким реквизитам можно будет провести очередной платеж за кредит».
Что касается должников «Полет финанса», то им надо обращаться к специалистам клиентской поддержки этой микрофинансовой организации. Там в самое ближайшее время найдут и сообщат новый способ расчетов, отметил эксперт.
Если застрял платеж в системе Contact
В том случае, если платеж по любому кредиту каким-то образом «застрял» при переводе через систему Contact, то, чтобы не допустить просрочки, должнику нужно передать деньги кредитору другим способом, добавил Мехтиев. Каким — можно выяснить по телефону или на сайте финансовой организации.
Затем надо отдельно обратиться к специалистам клиентской поддержки платежного сервиса Contact с вопросом о судьбе «застрявшего» платежа. В том случае, если сотрудники сервиса не решат этот вопрос, следует сообщить об этом в Агентство по страхованию вкладов.