Глава Банка России Эльвира Набиуллина анонсировала повышение штрафов для коммерческих банков за навязывание людям финансовых услуг (мисселинг). Это явление она назвала позорным. С ним можно и нужно бороться, подтвердили aif.ru эксперты.
Когда накажут банки
«Мисселинг, к сожалению, остается. Хотя у нас жалобы снизились на мисселинг, но это позорное явление не искоренено из финансовой среды, к сожалению», — заявила она на пресс-конференции 26 апреля.
ЦБ проводит проверки банков, но «этого действительно недостаточно», признала Эльвира Набиуллина. «Штрафы сейчас есть, они небольшие. Заплатить миллион рублей штрафа — это для крупного банка на фоне его прибыли не очень чувствительно. И поэтому штрафы должны быть повышены. Этого еще не произошло, для этого нужно принимать закон. А пока у нас нет возможности брать высокие штрафы», — пояснила она.
При этом глава ЦБ отметила, что депутаты Госдумы «практически всех фракций» поддерживают позицию регулятора о необходимости усилить ответственность банков вплоть до оборотных штрафов.
«Мы считаем, что это может быть до 1% капитала. Такого рода штрафы у нас действуют, например, если банки занимаются отмыванием. И мы видим, что большие штрафы —действенная мера. Поэтому, на наш взгляд, надо это делать и защищать граждан», — подчеркнула Эльвира Набиуллина.
Как себя обезопасить
«Мисселинг часто связан с обманом на финансовом рынке, когда менеджеры банка вместо обычных вкладов и накопительных счетов продают людям страховые или инвестиционные продукты, получая за это комиссионные. Особенно часто жертвами подобных уловок становятся пенсионеры. В договорах на такие счета прописаны ограничения на возврат денег по первому требованию клиента, хотя в случае с вкладами этого прямо требует 837-я статья Гражданского кодекса РФ», — сказал aif.ru эксперт.
Для защиты от мисселинга важно внимательно читать договоры перед подписанием, уточнять все непонятные моменты и принимать решения самостоятельно, а не под влиянием менеджера банка, посоветовал Петр Щербаченко. «Важно обращать внимание на то, с кем заключается договор и какие гарантии предоставляются. Не нужно стесняться задавать вопросы о системе страхования вкладов, гарантированной доходности, сроке договора и вообще прояснять все непонятные места», — отметил он.
При заключении любых договоров также следует забирать с собой копии документов и при возможности — фиксировать все обещания менеджера на диктофон, который есть в любом современном смартфоне. Все это пригодится, если потом придется подавать письменную жалобу в Центробанк на неправомерные действия банка.
Куда жаловаться
Если у человека возникли вопросы к работе банков, то он может в любое время обратиться на горячую линию Центробанка по номеру телефона
По телефону сотрудник ЦБ даст совет, как поступить, либо объяснит, как составить письменную жалобу на действия банка. Также работает мобильное приложение Центробанка «ЦБ онлайн», там действует круглосуточный чат и можно задать вопрос сотруднику ЦБ.
«Когда человек сталкивается с чем-то непонятным, сложным, странным, мы всегда рекомендуем — задавайте вопросы. Среднее время ответа в чате — 3 минуты. По телефону отвечаем еще быстрее, хотя иногда бывают перегрузки, если произошло какое-то событие, которое затрагивает большое число людей. На письменные обращения даем ответ сразу, как разберемся в конкретной ситуации», — предложил Михаил Мамута.