Сэкономили на мандаринах. Сколько денег россияне потратят на Новый год?

Новый год — однозначно самый дорогой для россиян праздник. Надо купить подарки, накрыть стол, украсить дом. А до недавнего времени на январские каникулы многие соотечественники уезжали за границу. В этом году из-за пандемии COVID-19 большинство граждан собираются встречать Новый год дома. Сколько денег они собираются на это потратить?

   
   

Стол

Обычно расходы населения начинают расти в последнюю неделю декабря. На празднование прошлого Нового года россияне потратили как минимум 285 миллиардов рублей, говорится в исследовании Сбербанка и оператора фискальных данных «Платформа ОФД». С 25 по 31 декабря траты соотечественников выросли на 39,5% по сравнению с другими неделями месяца, отмечают эксперты.

В этом году соотечественники собираются экономить. По данным сервиса онлайн-кредитования, на которые ссылается РИА Новости, более чем две трети граждан планируют потратить на празднование Нового года (в том числе на продукты и на подарки) не более 15 тысяч рублей. 30% опрошенных рассчитывают уложиться в 10 тысяч рублей. Бюджет 10% граждан составит 20 тысяч рублей. А 4% россиян вообще не собираются тратить деньги на Новый год. 

В прошлом году, по данным консалтинговой компании Deloitte, соотечественники собирались потратить на празднование Нового года 19,3 тысячи рублей.

Напомним, реальные располагаемые доходы (РРД) в России устойчиво падают с 2014 года. Во втором квартале этого года РРД рухнули на 8%, в третьем — почти на 5%, следует из данных Росстата. Уровень безработицы остается у рекордных за четыре года значений. Как сообщал директор департамента занятости населения Минтруда Михаил Кирсанов, на фоне пандемии число получателей пособия по безработице выросло в пять раз по сравнению с прошлым годом. Понятное дело, что большинство соотечественников предпочитают экономить, тем более из-за девальвации рубля продукты дорожают. За 11 месяцев инфляция в нашей стране уже превысила прогноз правительства на год: цены выросли на 4,1% вместо 3,8%.

Расходы на салат оливье — один из маркеров роста цен в РФ. По словам доцента кафедры финансов и цен Российского экономического университета имени Плеханова Марии Долговой, траты россиян в этом году вырастут.

«Приготовление оливье в 2020 году обойдется дороже, чем год назад. Из продуктов, которые используются в традиционном салате оливье, сильнее всего подорожали морковь (на 23% по сравнению с декабрем 2019 года), картофель (на 19%). Рост цен отмечен по вареной колбасе (на 2,9%), а также по репчатому луку (на 2,2%)», — цитирует Долгову АГН «Москва».

   
   

Подарки

Год назад большинство россиян собирались потратить на подарки друзьям и близким почти 9 тысяч рублей. В этом году, по данным сайта объявлений «Авито», — почти в два раза меньше: не более 5 тысяч рублей (такие планы у 59% опрошенных). 21% граждан готовы раскошелиться на подарки на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. И 12% респондентов признались, что могут потратить более 10 тысяч рублей.

По данным другого опроса, подготовленного соцсетью «Одноклассники» и центром ResearchMe, 30% населения собираются накупить подарков более чем на 5 тысяч рублей. 13% не против израсходовать до 7 тысяч рублей, 13% — до 9 тысяч, а 11% — более 9 тысяч.

Как выяснили специалисты сервиса по поиску работы Superjob, мужчины отложили на подарки больше денег, чем женщины: 13,5 тысячи против 9,8 тысячи рублей.

Дом 

По данным «Авито», украшение дома к Новому году обойдется россиянам в 3350 рублей. В эту сумму включены живая елка с венком и «создание праздничной обстановки». Если брать искусственную елку, будет дороже: до 4550 рублей. Живая елка стоит в среднем 300 рублей, за год они подешевели на 14%. А вот искусственные, напротив, подорожали на 16% и продаются в среднем по 1500 рублей. Гирлянды подешевели на 6%, до 650 рублей, а мишура выросла в цене на 2%, до 500 рублей. Звезда для елки стоит 500 рублей, а рождественский венок — 1000 рублей.

Эксперты «Платформы ОФД» сравнили объемы продаж новогодних товаров в первые недели ноября этого и прошлого годов. В этом году расходы снизились на 15-20% по сравнению с 2019 годом. Любопытно, что на 35% упал сегмент искусственных елок, но средний чек вырос на 14%, до 1649 рублей. Мишуру покупали на треть реже, елочные игрушки — на 10%, даже продажи самых новогодних фруктов — мандаринов — рухнули на 15%.

«Потребители совершают меньше импульсных покупок, следуя стратегии рационализации своих трат, что также отражается на сегменте товаров для праздника. Кроме того, часть семей, которые планировали обновить домашние искусственные ели и сосны, этой зимой, скорее всего, отложат свои намерения на более поздний срок», — говорится в исследовании.