России посоветовали изменить систему соцвыплат. Это сделает граждан богаче?

17,8 миллиона россиян, по данным Росстата, живут за чертой бедности. Это 12,1% населения. В прошлом году государство потратило на денежную помощь населению более 200 миллиардов рублей. Во Всемирном банке признают, что меры поддержки россиян помогли не допустить роста бедности. В ВБ ожидают, что по итогам года уровень бедности в РФ может снизиться до 11,4%, и предлагают внедрить новую систему социальных выплат.

   
   

Бедность победит рост экономики

К 2030 году российские власти хотят сократить уровень бедности до 6,6%. Во Всемирном банке считают, что без реформирования системы помощи малоимущим или без существенного ускорения экономического роста (по последней оценке ВБ, в этом году ВВП РФ вырастет на 3,2%) эта цель вряд ли будет достигнута.

«Россия традиционно имела впечатляющий комплекс систем социального обеспечения. Однако страна расходует на системы социального обеспечения больше средств (3% ВВП), чем другие страны региона Европы и Центральной Азии, где этот показатель составляет 2,2% ВВП», — цитирует РБК директора и постоянного представителя Всемирного банка в России Рено Селигманна. 

Размер пособий в РФ слишком мал, чтобы помочь гражданам выйти за черту бедности. В организации предлагают России ввести программу минимального гарантированного дохода, которая обойдется государству в 10 раз дешевле, чем социальные выплаты сейчас: выплаты давать адресно, исключив граждан, которые имеют высокие доходы, и добавив тех, кто действительно нуждается в финансовой помощи.

Такая программа предполагает некий контракт между получателем и государством: в обмен на пособия и льготы граждане должны искать работу и/или соглашаться на ту работу, которая им предлагается.

Кстати, глава Счетной палаты Алексей Кудрин также высказывался за введение адресной поддержки граждан. По его мнению, таким образом можно за три-четыре года добиться снижения уровня бедности. «Нужно внедрять больше адресности, в том числе учитывая имущественный ценз. Если у человека есть два дома, две машины, то понятно, что он уже не может претендовать на выплаты», — заявил экономист в интервью газете «Известия». Также Кудрин допустил ужесточение правил для выплат на детей от трех до семи лет. 

На основе данных за 2019 год средний дефицит дохода малоимущего населения был оценен в 2,8 тыс рублей в месяц. Если бы каждая семья получала выплаты в размере своего дефицита дохода, ориентировочная сумма бюджетных расходов на ликвидацию бедности составила бы 530 млрд рублей, говорит доцент кафедры национальной экономики ЭМИТ РАНХиГС при президенте РФ, к. э. н. Владимир Трегубов.

   
   

«Пандемия обострила проблему бедности, — признает преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. — Адресный, точечный характер социальной поддержки лишь приостановил процесс сползания в состояние полной нищеты наименее защищенных слоев населения. Однако значительная часть граждан, представляющая собой так называемый средний класс, также оказалась перед лицом значительного снижения доходов, что явилось следствием сжатия секторов экономики с высокой долей малого и среднего бизнеса. Эти группы россиян оказались лишены сколь-нибудь значимой помощи государства. Показатели Росстата, определяющие число наших граждан, живущих за чертой бедности, ориентируются на показатель прожиточного минимума и, по сути, дают число россиян, находящихся в состоянии крайней бедности, или, попросту говоря, нищеты. В этом смысле число наших граждан, балансирующих на грани бедности, значительно больше». 

По его словам, сформировавшийся в нашей стране избирательный (адресный) подход к вопросам социальной поддержки населения, хотя и доказал свою общеэкономичсекую эффективность, способен лишь сдерживать процесс обеднения наиболее уязвимых слоев, но не может кардинальным образом повлиять на тенденцию снижения реальных доходов. «Все инициативы, включая предложения Всемирного банка, призванные решить проблему бедности в нашей стране, в основном не несут в себе ничего нового, что уже не реализовывалось в рамках существующих программ социальной поддержки. Усиление роли социального контракта и формирование единого общенационального пространства помощи бедным, как и ориентация на дефицит дохода домохозяйств как базовый принцип распределения господдержки, несомненно, будут способствовать повышению адресности социальной помощи, но вряд ли способны существенно повлиять на структуру доходов и расходов большей части нуждающихся», — полагает Гожий.

Динамичное восстановление реальных доходов населения, обгоняющее, что важно, их номинальный уровень, возможно лишь по мере восстановления отечественной экономики при активном вмешательстве государства в систему трудовых отношений, подчеркивает он.

«Учитывая высокую концентрацию капиталов в нашей стране, вполне реализуемым выглядит заключение соглашения между государством и бизнесом о единой достойной оплате исходя из принципа „равная оплата за равный труд“. Только совокупность социально-экономических факторов, относящихся к сфере реальной экономики, в сочетании с институциональным социальным регулированием решат проблему бедности в нашей стране», — резюмирует Гожий.