Политики и экономисты предлагают радикально реформировать систему социальных выплат в России. Кому увеличат пособия? И возможно ли такое, чтобы государство добавляло некую сумму к доходу всех граждан?
Деньги просто так
В апреле одна из партий Госдумы сообщила, что готовит законопроект, по которому часть выручки от продажи нефти должна направляться на персональные счета населения. По замыслу авторов, в перспективе такие выплаты должны получать все граждане России, а на первом этапе нефтяные доходы можно использовать, чтобы установить пособия в 10 тыс. руб. для малоимущих.
Выплату, которую государство без всяких условий гарантирует всем членам общества, экономисты называют универсальным базовым доходом (УБД). С 1982 г. похожий механизм действует на Аляске, жители которой каждый год получают доплату из фонда, аккумулирующего доходы от нефти. Почему российское правительство не может сделать что-то подобное?
«На Аляске сумма выплат меняется каждый год в зависимости от цен на углеводороды и наполняемости нефтяного фонда. Например, в 2019 г. 631 тыс. жителей штата получила по 1,6 тыс. долл. (120 тыс. руб. по сегодняшнему курсу), – рассказывает гл. научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Ростислав Капелюшников. – Однако, во-первых, в США официальная черта бедности превышает эти деньги примерно в 8 раз, и такой доход нельзя называть базовым. А во-вторых, для того чтобы финансировать выплаты на уровне прожиточного минимума всем жителям страны, никакой природной ренты не хватит. Государству придётся или влезть в долги, или повысить налоги».
Во что может превратиться красивое решение по принципу «взять и поделить», иллюстрирует опыт Монголии. В 2002–2008 гг. эта страна переживала бум в горнодобывающей промышленности. В ходе предвыборной борьбы одна из партий пообещала создать фонд, справедливо распределяющий доходы от недр. Его ключевым элементом стало введение универсальной выплаты 89 долл. (6675 руб. сегодня) на каждого человека вместо ранее существовавших детских пособий. Но цены на сырьё начали падать. И уже первая выплата оказалась меньше обещанной. Ежемесячные платежи быстро отстали от графика: с января 2011 г. они составляли всего по 17 долл., и в итоге по требованию людей в июне 2012 г. произошёл возврат к прежним детским пособиям. По данным Всемирного банка, изучившего этот опыт, программа УБД тем не менее сократила бедность в этой стране на треть. Но какой ценой! Государственный долг 3-миллионной Монголии увеличился в 1,5 раза! Можно ли подвергать такому риску 146-миллионную Россию, бюджет которой критически зависит от цен на нефть?
Дети-кормильцы
Экономисты считают, что более эффективны программы, непосредственно нацеленные на борьбу с бедностью. Так, в 15 странах, включающих Китай, Белоруссию, Болгарию, Латвию, Литву, Румынию, установлен минимальный гарантированный доход (МГД), который выплачивается не всем, а только малоимущим, полностью или частично обеспечивая их главные потребности. В Австрии, Великобритании, Германии и других богатых странах МГД превышает прожиточный минимум. В России нет ни того, ни другого. Максимальное пособие по безработице в 12 130 руб., близкое к среднему прожиточному минимуму, выдаётся лишь в первые 3 месяца после регистрации на бирже труда. А пособия бедным семьям с детьми невелики. Так, региональные выплаты на ребёнка от 8 лет чаще всего составляют 150–500 руб. в месяц. «Что получается? Даже если это федеральное пособие в размере прожиточного минимума ребёнка, равного в среднем сейчас 11 303 руб., деньги идут в общий бюджет семьи. И доход на человека увеличивается мало, – говорит руководитель лаборатории проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Вячеслав Бобков. – Нужно с помощью пособий добавлять каждой нуждающейся семье столько денег, чтобы она перестала быть бедной – имела душевой доход не ниже регионального прожиточного минимума».
Реформировать в этом направлении систему выплат малоимущим предложила правительству Счётная палата РФ. «Мы считаем возможным рассматривать пособия по социальной поддержке, которые исходили бы из дефицита семьи, и распространять на другие категории населения, не только имеющие детей», – заявил председатель СП Алексей Кудрин. Как сообщили «АиФ» в Счётной палате, наиболее эффективной мерой здесь считают полное покрытие дефицита дохода малоимущих.
Как гарантировать минимум?
По последним данным Росстата, в 2019 г. дефицит дохода малоимущего населения нашей страны составлял 722 млрд руб. Если государство полностью компенсирует эту разницу, бедность в пределах её официальных границ в России исчезнет. И даже частичная компенсация – не всем, а только тем, кто, получая деньги от государства, сам стремится улучшить своё материальное положение, – станет мощным ударом по нищете. Можно, скажем, обеспечить МГД нуждающимся семьям, заключающим с государством социальный контракт, в рамках которого им выделяются субсидии на профессиональное обучение и организацию микробизнеса. Такая практика есть в большинстве стран Европы. По оценке Всемирного банка, стоимость её внедрения в России составляет около 250 млрд руб. в год. И в будущем это позволило бы сократить масштаб бедности примерно на 60%.
«Вряд ли правительство начнёт крупные социальные программы уже в 2021 г., когда выросли расходы, связанные с преодолением коронакризиса, и приходится экономить, – полагает ст. научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ Василий Аникин. – Но шаги, направленные на усиление поддержки семей с детьми, показали свою эффективность, и они будут продолжены, что нашло отражение в последнем послании президента Федеральному собранию».
Благодаря антикризисным детским выплатам и увеличению пособий по безработице, произошедшему в 2020 г., Росстат зафиксировал снижение бедности с 12,3% до 12,1. Хотя, конечно, оценки зависят и от того, что считается бедностью. «В 2018 г. вместе с властями Вологодской обл. мы провели эксперимент, в ходе которого 70 малоимущих семей с детьми дополнительно получали до 10 тыс. руб. в месяц, – рассказывает Бобков. – Для каждой из этих семей мы рассчитали индивидуальный МГД, включающий не только продовольственную корзину, как обычно делает официальная статистика, но и компьютер, мобильный телефон, детский велосипед, оплату интернета и мобильной связи. В результате за 3 месяца при том уровне дополнительной помощи, которую смог позволить себе вологодский бюджет, удалось вывести семьи только из крайней нужды. Прожиточный минимум, определённый на основе научно обоснованных норм, удалось обеспечить не выше чем на 58%».
Очевидно, что МГД должен финансироваться из федерального бюджета. Подавляющему числу регионов такая цель не под силу. «Минимальный гарантированный доход появится в России, когда правительство определит источники денег, необходимых, чтобы его обеспечивать, и будут усовершенствованы механизмы выплат, – обращает внимание Аникин. – Прежде чем вводить МГД, важно повысить адресность пособий, упростить их оформление и снизить расходы социальных служб на работу с получателями. Сегодня бывает, что льготы и доплаты назначаются тем, кто может без них обойтись, и при этом примерно 16–25% российских бедных не охвачены социальными программами вообще, так как они о них просто не знают или не могут собрать нужные документы. В конечном итоге понадобится реформировать всю систему ныне существующих пособий: какие-то старые отменить, ввести доплату до уровня МГД, а также сформулировать условия получения этой доплаты».