Отпуск на 50% дешевле. Осенью выгодны Россия и Тунис, зимой — Турция

© / Katja Kreder / www.globallookpress.com

Куда лететь в бархатный сезон, как российскому туризму помогает курортный сбор и когда начинать бронировать путевки на зимние каникулы, «АиФ» рассказала исполнительный директор ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

   
   

Елена Плотникова, АиФ.ru: — Майя Арчиловна, каждое лето туристический рынок лихорадит: то туроператоры разоряются, то туристы застревают в других странах. В этом году было все спокойно?

Майя Ломидзе: — Ситуации с банкротствами туроператоров, которые случались в прошлые годы, копились очень долго. В этом году не было предпосылок к их повторению. Сегодня туроператоры поняли, что запредельного спроса не будет, ведь цены выросли на все направления. Поэтому выкупать большие объемы в надежде, что за ними придет турист, было бессмысленно.

— Куда ездили этим летом больше всего?

— В этом году очень хорошо подрос Крым. Основной вклад в рост турпотока сыграл Крымский мост, по которому на полуостров прибыло в этом году 60% всех туристов.

Среди массовых зарубежных направлений у туроператоров в лидерах, конечно, Турция, а далее следуют Греция, Испания, Тунис, Италия, Кипр, Черногория, Болгария, Таиланд и Вьетнам. Неожиданный рост показала Черногория. А вот традиционно успешные Болгария и Кипр неожиданно потеряли массовый интерес у туристов.

— Откуда ехали туристы в Россию?

   
   

После Чемпионата мира по футболу-2018 интерес к нашей стране вырос на 25%. Феноменальный результат показали испанцы. Следом за ними чаще всего к нам едут из Кореи, Франции, Индии, Израиля и Китая.

— Уровень российского сервиса принято ругать. И в большинстве случаев это справедливо. Можете оценить, меняется ли наш сервис в лучшую сторону из года в год?

— Да, но очень медленно. Брать отдельно вопрос качества сервиса бессмысленно, потому что у нас на самом деле остро не хватает в этой сфере кадров. Есть вузы, которые обучают туризму и выпускают тысячи студентов каждый год, но не дают прикладных знаний. К примеру, молодые сотрудники даже не могут сформировать туристический продукт. А это основа успешного развития туризма. Ведь нужно не просто забронировать гостиницу и отправить туда туристов, а просчитать спрос, заключить контракты, найти оптимальную перевозку, промониторить рынок, чтобы и заработать, и не прогореть, и привлечь при этом клиента.

— Курортный сбор, который заработал еще 1,5 года назад, как-то влияет на ситуацию?

— Да. Я недавно была в Железноводске и Ессентуках, где сбор введен. И посмотрела, что было сделано на собранные деньги. И была поражена! В туристических зонах стоят таблички: «Это сделано на курортный сбор». И таких табличек сотни. Два года назад я видела, в каком убитом состоянии был курортный парк в Ессентуках: разбитые дорожки, негде присесть, нет оборудования. Сейчас же парк полностью обновится как раз на деньги курортного сбора.

Понятно, что всех проблем сбор не решит. Нам нужно сильно изменять законодательство, чтобы качественно поднять внутренний туризм. Мы надеемся, что все-таки будет принята Стратегия развития туризма до 2025 года. Она предполагает маркетинговую, финансовую, административную и организационную модели развития туризма.

— Все больше появляется сервисов для самостоятельных путешественников. Это бьет по туроператорам?

— На самом деле нет. На массовых направлениях, к примеру Турция, Греция, Кипр, частично Юго-Восточная Азия, Доминикана, Куба, доля самостоятельного потока лишь 15%. С оператором в эти страны всегда было выгоднее летать.

— А куда сегодня лететь не стоит?

— Есть предупреждения по Шри-Ланке, но они касаются лишь северной части острова, курортные зоны это не затрагивает.

Но в целом я советую туристам всегда перед выбором направления изучать сайт Ростуризма и МИДа. Там будут предупреждения, если есть даже маленькая угроза российским туристам.

— Не так давно в трубу бассейна турецкого отеля засосало девочку. Российские туроператоры проверяют качество зон, куда отправляют туристов?

— Конечно. Это часть работы. При каждом подписании контракта с отелем на место выезжают представители туроператора. Обычно это происходит раз в три года. Но нужно понимать, что у туроператора нет полномочий проверять качество работы бассейна, состояние воды, уровень приготовления пищи. Он лишь ориентируется на документы, выданные отелю местным профильным ведомством.

— Начался бархатный сезон. Куда еще можно улететь?

Самыми продаваемыми на сентябрьоктябрь этого года стали Турция, Россия, Тунис, Испания и Кипр. Цены по этим направлениям по сравнению с летом снижены на 40-50%. Далее следует Италия, Черногория, Греция, Таиланд, Вьетнам, Франция, Чехия, Куба, Хайнань и Шри-Ланка. Там снижение стоимости отдыха скромнее — до 30%, тем не менее оно есть.

— Когда стоит начинать бронировать туры на новогодние праздники?

— Уже сейчас. Цены ниже на 25-30% по сравнению с тем, что будет зимой. Есть уже акции на сам Новый год. Акции раннего бронирования продлятся примерно до середины ноября. А значит, если определились с направлением и отелем, лучше поторопиться. Из-за сбалансированного предложения у туроператоров могут закончиться места.

Что касается направлений, то традиционно в акциях раннего бронирования участвуют страны Карибского бассейна (Доминикана, Куба), Европа, Юго-Восточная Азия. Кроме того, в этом году открываются чартеры в Мексику, а значит, и туда улететь будет недорого.

Кроме этого, неожиданно появились зимние предложения в Турцию — Стамбул и горнолыжные курорты. Правда, купить тур туда в акцию раннего бронирования не удастся. Пока новогоднее предложение в эту страну открыто в качестве эксперимента.

Смотрите также: