Банки продолжают массово обманывать россиян, навязывая им ненужные услуги ради дополнительного дохода. Это происходит, несмотря на то, что Центробанк не первый год призывает прекратить подобную практику и готовит дисциплинарные меры. aif.ru выяснил, как не попасться на уловки банкиров и уберечь семейный бюджет от напрасных трат.
Как банки «впаривают» услуги
С ярким обличением коллег-банкиров неожиданно выступил глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, вместо получения долгосрочных выгод от качественного и добросовестного обслуживания своих клиентов многие банки всеми правдами и неправдами пытаются «впарить» им как можно больше сомнительных услуг.
«В банковском секторе есть даже специальное название для недобросовестных практик — „финансовая механика“. Так мошенничество называют. Когда в договорах мелкими буковками что-то пишут об условиях кредита или другого продукта, а потом его клиенту „впаривают“. Мне кажется, что это самая отвратительная вещь, но есть банки, которые на этом поднялись — очень много зарабатывали», — заявил Греф на конференции Банка России «Фокус на клиента».
Еще одна отвратительная вещь, которую часто делают банкиры, — это предлагают пожилым людям сложные финансовые продукты вместо обычных вкладов с гарантированным доходом, считает руководитель департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ Марина Абрамова.
«Там может и не быть мелкого шрифта, но продукт настолько сложный, что понять все риски без специальных знаний невозможно, а менеджеры рассказывают только о преимуществах. Эту проблему можно решить путем повышения финансовой грамотности, но лучше было бы просто так не поступать с пенсионерами», — отметила профессор Абрамова.
Как уберечь деньги
«Также необходимо сохранять все документы и записи переговоров с представителями банка на случай, если они понадобятся в качестве доказательств недобросовестного поведения», — добавил Щербаченко. Не следует забывать и о возможности обращения в интернет-приемную Банка России. Зачастую Центробанк заставляет банкиров вернуть человеку его деньги.
Как реагирует Центробанк
Российским банкам следует вести себя по отношению к своим клиентам честно, перестать навязывать ненужные услуги и скрывать важные условия договоров, призвала глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.
«Нам поступает большое количество жалоб на разные уловки, скрытые продажи инвестиционных продуктов с непонятными условиями, навязывание услуг. Масштаб недобросовестных продаж сокращается, но остается большим. Банки должны завоевать доверие людей, а продукты и продажи должны быть честными», — сказала глава ЦБ банкирам.
Эльвира Набиуллина отметила, что Центробанк проводит контрольные закупки и нередко видит стремление менеджеров банков продать клиенту продукт любой ценой, без учета его интересов. На это их провоцирует политика самих банков, которые зачастую премируют своих сотрудников не за качественную работу, а только за объем продаж. Банк России считает такую ситуацию проблемой и будет принимать дальнейшие меры к ее исправлению, пообещала Набиуллина.
«Мы начинаем внедрять принципы управления. Смысл в том, что перед тем, как выводить продукт на рынок, банк будет проходить процедуру оценки клиентской ценности этого продукта и корректности подачи информации. Это касается вкладов с лестничным доходом и других сложных продуктов, где человеку непросто понять все особенности и нюансы. Сначала это будут рекомендации банкам, но затем у нас есть идея сделать их обязательными стандартами. Считаю, что мы можем сделать все, чтобы повысить доверие на финансовом рынке», — заключила она.