Не мамонт. Банки продолжают массово обманывать россиян ради денег

Банки продолжают массово обманывать россиян, навязывая им ненужные услуги ради дополнительного дохода. Это происходит, несмотря на то, что Центробанк не первый год призывает прекратить подобную практику и готовит дисциплинарные меры. aif.ru выяснил, как не попасться на уловки банкиров и уберечь семейный бюджет от напрасных трат.

   
   

Как банки «впаривают» услуги

С ярким обличением коллег-банкиров неожиданно выступил глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, вместо получения долгосрочных выгод от качественного и добросовестного обслуживания своих клиентов многие банки всеми правдами и неправдами пытаются «впарить» им как можно больше сомнительных услуг.

«В банковском секторе есть даже специальное название для недобросовестных практик — „финансовая механика“. Так мошенничество называют. Когда в договорах мелкими буковками что-то пишут об условиях кредита или другого продукта, а потом его клиенту „впаривают“. Мне кажется, что это самая отвратительная вещь, но есть банки, которые на этом поднялись — очень много зарабатывали», — заявил Греф на конференции Банка России «Фокус на клиента».

Еще одна отвратительная вещь, которую часто делают банкиры, — это предлагают пожилым людям сложные финансовые продукты вместо обычных вкладов с гарантированным доходом, считает руководитель департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ Марина Абрамова.

«Там может и не быть мелкого шрифта, но продукт настолько сложный, что понять все риски без специальных знаний невозможно, а менеджеры рассказывают только о преимуществах. Эту проблему можно решить путем повышения финансовой грамотности, но лучше было бы просто так не поступать с пенсионерами», — отметила профессор Абрамова.

Самым распространенным примером «впаривания» ненужных услуг становится предложение повысить ставку по вкладу или лимит на переводы, купив подписку на целый пакет разных сервисов, рассказала aif.ru консультант Национального центра финансовой грамотности Оксана Уланова. «В такой пакет услуг могут входить дополнительная банковская карта, повышенный кешбэк, открытие инвестиционного счета, подписка на музыкальный сервис или онлайн-кинотеатр и много других вещей, которые конкретному человеку могут быть совершенно не нужны», — сказала она.

Как уберечь деньги

Чтобы не дать себя обмануть и уберечь семейный бюджет от напрасных трат, следует принять меры предосторожности, советует доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко. «Лучше выглядеть занудой, чем потерять свои деньги. Внимательно читайте договор перед подписанием, уточняйте все вопросы и не верьте на слово менеджеру банка. Проверяйте, попадают ли ваши инвестиции в систему страхования вкладов, гарантирует ли банк вам доходность и какую именно. Обязательно проверьте, на какой срок вы заключаете договор и каков полный перечень услуг», — перечислил он.    
   

«Также необходимо сохранять все документы и записи переговоров с представителями банка на случай, если они понадобятся в качестве доказательств недобросовестного поведения», — добавил Щербаченко. Не следует забывать и о возможности обращения в интернет-приемную Банка России. Зачастую Центробанк заставляет банкиров вернуть человеку его деньги.

Как реагирует Центробанк

Российским банкам следует вести себя по отношению к своим клиентам честно, перестать навязывать ненужные услуги и скрывать важные условия договоров, призвала глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.

«Нам поступает большое количество жалоб на разные уловки, скрытые продажи инвестиционных продуктов с непонятными условиями, навязывание услуг. Масштаб недобросовестных продаж сокращается, но остается большим. Банки должны завоевать доверие людей, а продукты и продажи должны быть честными», — сказала глава ЦБ банкирам.

Эльвира Набиуллина отметила, что Центробанк проводит контрольные закупки и нередко видит стремление менеджеров банков продать клиенту продукт любой ценой, без учета его интересов. На это их провоцирует политика самих банков, которые зачастую премируют своих сотрудников не за качественную работу, а только за объем продаж. Банк России считает такую ситуацию проблемой и будет принимать дальнейшие меры к ее исправлению, пообещала Набиуллина.

«Мы начинаем внедрять принципы управления. Смысл в том, что перед тем, как выводить продукт на рынок, банк будет проходить процедуру оценки клиентской ценности этого продукта и корректности подачи информации. Это касается вкладов с лестничным доходом и других сложных продуктов, где человеку непросто понять все особенности и нюансы. Сначала это будут рекомендации банкам, но затем у нас есть идея сделать их обязательными стандартами. Считаю, что мы можем сделать все, чтобы повысить доверие на финансовом рынке», — заключила она.