Может ли интернет-магазин отменить заказ?

Категория:  Права потребителей
Ответ редакции

Недавние проблемы известных маркетплейсов, связанные с отменой большого количества заказов из-за технических сбоев, вызвали шквал жалоб граждан в Роспотребнадзор. Ведомство дало разъяснения по односторонним отказам в исполнении договора купли-продажи. Обзор разъяснений — в материале aif.ru.

   
   

Законна ли отмена интернет-заказа по инициативе продавца?

Нет, не законна. Роспотребнадзор разъяснил, что вне зависимости от причин, по которым аннулируют заказ, продавец не имеет права в одностороннем порядке отказываться исполнять обязательства по договору. Ни технический сбой, ни изменение цен, ни отсутствие товара на складе не делают такую отмену правомерной.

Когда договор с интернет-магазином считается заключенным и продавец обязан его исполнить?

По общему правилу подтверждением заключения договора купли-продажи является факт оплаты и выдачи чека. С этого момента продавец должен выполнить обязательства по передаче товара. Роспотребндзор отмечает, что в случае с онлайн-покупками передача товара должна быть осуществлена и без предварительной оплаты — договор считается заключенным в том числе с момента получения продавцом согласия от покупателя на совершение покупки (Правила продажи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).

Что должен сделать продавец, если не может исполнить обязательства по договору и передать товар?

Как указал в своих разъяснениях Роспотребнадзор, магазин не может выбирать, отправлять покупку или нет. Предоставить заказ покупателю при условии оформления заказа и/или его оплаты — обязанность продавца.

Если интернет-магазин все же не может доставить товар, закон обременяет его следующими обязанностями перед покупателем:

  • вернуть деньги за товар;
  • передать товар в установленный покупателем новый срок;
  • заплатить неустойку — 0,5% от оплаченной суммы за каждый день задержки доставки товара, но не более стоимости покупки.

Кроме того, если покупателю пришлось понести какие-либо убытки из-за отмены заказа, он может требовать их возмещения от продавца. Для получения компенсаций нужно обратиться к продавцу с претензией. В случае отказа в удовлетворении требований или оставления заявления без ответа потребитель имеет право обратиться в суд. В исковом заявлении можно требовать не только возврата средств или неустойки, но и компенсации морального вреда, а также назначения штрафа за отказ в добровольном удовлетворении требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы.

Можно ли заставить продавца заключить договор и продать товар?

Роспотребнадзор разъяснил, что потребитель имеет право обратиться в суд с требованием понудить интернет-магазин исполнить договор. Поскольку в России не вводились никакие особые режимы, которые позволяли бы не исполнять обязательства по договорам, ссылаясь на ухудшение финансовой ситуации, интернет-магазин как субъект предпринимательской деятельности должен нести все риски самостоятельно.

   
   

Источники:

https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php

https://habr.com/ru/news/t/587056/