Зарубежные платежные системы, рестораны, производители, магазины и т. д. приостанавливают деятельность в России.
По закону, в случае обнаружения дефекта вещи (или даже если вещь надлежащего качества, но не подошла), потребитель имеет право ее вернуть. Так получилось, что некоторые продавцы приостановили деятельность за один день, не дав потребителям возможности вернуть бракованные или ненужные товары. Что делать в таком случае, АиФ.ru узнал у юристов.
«Юридическое лицо (продавец) продолжает существовать, значит — работать. В том числе, возвращать деньги за проданные бракованные товары или товары ненадлежащего качества. Это тоже часть его работы. На такие магазины распространяются законы, как и в обычное время», — поясняет эксперт.
Торицына рекомендует сохранять чек или любые данные, подтверждающие покупку и несоответствие качеств товара (цвет, длина, функции, материал). Производитель или продавец может установить свой срок гарантийного возврата товара ненадлежащего качества, который может быть больше, чем по закону. Срок возврата товара ненадлежащего качества равен сроку годности.
Что делать?
Когда юридическое лицо идентифицировано, следует обратиться в техподдержку магазина — узнать, как вернуть товар.
«Организация пункта приема-выдачи товаров — это проблема исключительно владельца магазина. Если вы придете в административный офис фирмы—владельца магазина с купленным товаром, то у вас не имеют права не принять его по причине только лишь того, что у них его негде хранить. Должны принять и товар, и заявление. Заявление — как минимум. Если будут просить пока подержать товар дома, мол, “скоро магазин откроется, туда и занесете”, то все равно обязательно напишите заявление о возврате денежных средств. В двух экземплярах — один отдайте продавцу, второй оставьте себе, попросите принявшего поставить отметку о приеме, желательно с печатью юридического лица. Так вы зафиксируете, что успели заявить возврат товар в 14-дневный срок (на случай, если дело дойдет до суда)», — подчеркивает Резник.
Как вернут деньги?
Если вы платили наличными, для возврата денег понадобится паспорт. Если картой — деньги вернут на нее.
Если магазин не возвращает деньги
По словам Торицыной, если на месте вопрос решить не удастся, придется писать претензию и отправлять на адрес юридического лица. У продавца есть 10 дней на ответ, проведение экспертизы при необходимости и возврат денег. Срок рассмотрения претензии может быть продлен на 30 дней.
Если продавец отказывается от возврата, то рискует получить штраф в размере до 50% от стоимости товара и пени 0,5% за каждый день просрочки.
Написать претензию можно в свободной форме, указав все данные о покупке и покупателе и что хотите от продавца: вернуть деньги, обменять товар или устранить недостатки.
Также вы можете обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на продавца через сайт — специалисты службы проведут проверку и помогут обратиться в суд при необходимости.
«Компания могла и приостановить свою деятельность на территории РФ, но это не означает, что она перестала существовать. Она также продолжает отвечать по своим обязательствам. Поэтому ее можно будет привлечь к ответственности.
Если организация прекратила свое существование, то вернуть бракованный товар можно будет изготовителю, другой организации, индивидуальному предпринимателю или импортеру», — подчеркивает Васильева.
Что нельзя вернуть
Напоминаем, что по закону не подлежат возврату нижнее белье, чулочно-носочные изделия, бытовая химия, медицинские товары, косметика, предметы личной гигиены, книги.