Как судиться за бракованный смартфон, чтобы получить больше денег?

Категория:  Права потребителей
Ответ эксперта

С начала года россияне купили смартфонов на 100 миллиардов рублей, говорится в исследовании группы «М.Видео-Эльдорадо», на которое ссылается «Коммерсантъ». 30% от этой суммы соотечественники потратили на дорогие гаджеты стоимостью от 50 тысяч рублей. Это 1,4 миллиона устройств, или 7% покупок. 

   
   

Житель Уфы купил в местном салоне сотовой связи мобильный телефон Apple iPhone 11 Pro Max за 103,9 тысячи рублей, а смартфон оказался бракованным — не работала камера. Мужчина отправил в адрес магазина «Сеть Связной» претензию об отказе от исполнения договора, но ответа не получил. Тогда уфимец обратился к независимому эксперту, который обнаружил скрытый заводской дефект, к которому действия пользователи привести никак не могли. Потребитель обратился в суд, а суд назначил дополнительную экспертизу, подтвердившую брак. В итоге с продавца взыскали 416,7 тысячи рублей: 104 тысячи — стоимость смартфона, 20,5 тысяч — компенсация расходов на экспертизу, 1000 рублей — компенсация морального вреда, 10 тысяч рублей — штраф за неисполнение требования потребителя, 15 тысяч рублей — расходы на адвоката и 266,2 тысячи рублей — неустойка.

Купить бракованный смартфон может каждый, а вот чтобы выбить из продавца сумму, в четыре раза превышающую стоимость гаджета, нужно постараться. АиФ.ru спросил у адвоката Владимира Постанюка, как правильно судиться за дефектные гаджеты.

«При обнаружении недостатков в работе гаджета в пределах гарантийного срока необходимо обратиться к продавцу или к изготовителю с письменным требованием об устранении неисправностей, возмещении стоимости ремонта, возврате денежных средств или замене товара. Выбор требования будет зависеть от вида неисправностей и срока их обнаружения.

Гаджеты являются технически сложным товаром, в связи с чем в отношении них действуют особые правила, установленные в законе о защите прав потребителей.

Так, потребовать возврата стоимости гаджета или его замены покупатель вправе в течение пятнадцати дней со дня получения товара. По истечении этого срока такие требования подлежат удовлетворению в следующих случаях:

  • обнаружение существенного недостатка товара; 
  • нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара; 
  • невозможность пользоваться гаджетом в совокупности более чем тридцати дней из-за неоднократного устранения его различных недостатков. 

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу, результаты которой покупатель может оспорить в судебном порядке.

   
   

Если экспертиза не проведена продавцом (изготовителем), покупатель вправе провести ее за свой счет. Если вина владельца гаджета в поломке не будет установлена, покупатель сможет требовать компенсации расходов на проведение экспертизы.

За нарушение сроков устранения недостатков продавец (изготовитель) уплачивает владельцу гаджета неустойку в размере одного процента от его стоимости за каждый день просрочки.

А в случае, если требования покупателя не удовлетворены продавцом (изготовителем) в добровольном порядке, суд взыскивает с нарушителя в пользу покупателя штраф в размере 50% от всей суммы, присужденной покупателю судом.

Следовательно, чем выше стоимость гаджета, тем большей окажется сумма, неустойки и штрафа.

Таким образом, чтобы получить максимальное возмещение в случае неисправности гаджета необходимо обратиться к продавцу с письменным требованием об установлении причин поломки гаджета, сохранив документы, подтверждающие направление такого требования. Если продавец игнорирует или отказываться проводить экспертизу, нужно провести ее самостоятельно, заключив договор с экспертом и сохранив документы, подтверждающие оплату, правильно сформулировать исковые требования (в зависимости от вида неисправности и сроков, необходимых для их устранения), и обратиться в суд».