Союз потребителей РФ разработал способ возврата средств за оплаченные и неполученные заказы и услуги у зарубежных интернет-магазинов и сервисов, которые прекратили сотрудничество с Россией. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на письмо союза британскому интернет-магазину одежды и обуви Asos.
Почему россияне не могут получить деньги за оплаченный заказ?
За чарджбэк (процедура возврата средств за недоставленный товар) отвечают платежные системы. После того, как Visa и MasterCard прекратили операции между Россией и другими странами, чарджбэк через них перестал работать. Таким образом, деньги не могут поступить покупателям по техническим причинам и продолжают находиться за рубежом.
Как можно вернуть оплату недоставленного заказа или неполученной услуги?
Союз потребителей РФ в обращении к Asos предложил схему, как можно технически в текущих условиях вернуть деньги россиянам. Аналогичное письмо организация планирует направить в компанию Airbnb (сервис бронирования жилья) – она тоже не возвращает деньги, перечисленные жителями РФ.
Общественники предлагают зарубежным онлайн-магазинам возвращать средства межбанковским переводом по реквизитам покупателей.
В обращении к Asos говорится, что в Союз потребителей пожаловались более 100 покупателей, которым не возвращают деньги . Они сделали более 200 заказов на общую сумму около 1,4 млн рублей. В союзе отметили, что покупатели подали заявления в Asos на возврат средств, оформив их на русском и на английском языках. В обращениях потребители перечислили полные банковские реквизиты для международных переводов. Таким образом, у магазина есть все данные, необходимые для возврата денег, считают в Союзе потребителей.
А если интернет-магазин проигнорирует заявление?
На сайте Asos сказано, что компания пока не может предложить гражданам РФ оформить возвраты или осуществить их в связи с проблемами с обработкой платежей.
В Союзе потребителей рассчитывают, что компания вернет российским покупателям деньги не позднее десяти дней с момента получения заявления с банковскими реквизитами. Если магазин проигнорирует просьбу, общественники планируют обратиться в Минюст, чтобы выработать дальнейший план действий.
В Роспотребнадзоре «Известиям» сообщили, что подобные жалобы россиян не носят массовый характер. Но эти обращения находятся на особом контроле. В ведомстве отметили: если число пострадавших покупателей вырастет, будут поданы групповые иски в суд к компаниям, которые нарушили права потребителей. Между тем, проверка обращений граждан показала, что некоторые интернет-магазины не отказывают напрямую вернуть деньги, а заявляют о временной приостановке выплат.
Реально ли отправить деньги межбанковским переводом?
Эксперты «Известий» считают, что схема Союза потребителей вполне рабочая, и компании технически смогут вернуть покупателям деньги межбанковским переводом. Деньги должны поступать на расчетный счет банка, в отношении которого не введены санкции. Перевод может проходить через счета в банках тех стран, где не запрещены расчеты с Россией, либо через кредитные учреждения стран ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия), где в частности Asos и Airbnb еще работают.
Однако специалисты отмечают, что прямые межбанковские переводы через систему SWIFT — это дорогостоящая операция. Подобные платежи актуальны, в первую очередь, между юридическими лицами, когда переводятся крупные суммы денег.
Источник: https://iz.ru/