Жительница Тульской области Юлия Ш. почти год назад закрыла потребительский кредит. Долговое бремя далось девушке нелегко: во-первых, приходилось экономить и отказывать себе во многих привычных вещах, во-вторых, Юлия постоянно нервничала из-за того, что не сможет вернуть кредит. В общем, брать в долг у банков наша читательница больше не хочет, проще самой накопить.
В банке, где Юлия оформляла заём, так не считают и буквально заваливают девушку предложениями новых кредитов. По ее словам, операторы пускают в ход социальную инженерию: «Перечисляют товары и услуги, которые я могла бы оплатить кредитом: отпуск, смартфон, ноутбук. Или спрашивают: „У вас же есть мечта? У всех есть места. Вы могли бы потратить деньги на мечту“».
Юлия недоумевает: долг перед банком она погасила, почему же финансовая организация не оставит ее в покое? А дело в том, что вместе с кредитным договором девушка подписала соглашение на обработку ее персональных данных. В базе банка остались ее контакты, вот и звонят ей служащие со «специальными предложениями».
Прекратить навязчивые звонки можно, отозвав разрешение на использование персональных данных. Рассказываем, как это сделать.
«Обычно отказ от согласия на обработку персональных данных составляется в свободной форме. Банк может предоставить готовый бланк. Передать заявление в учреждение можно следующим образом:
1. Лично в канцелярию или приемную организации. В этом случае необходимо подготовить два экземпляра документа. На одном из них организация при приеме поставит отметку о получении.
2. Почтовой корреспонденцией (заказным письмом с уведомлением).
3. В электронной форме. Например, на сайте», — говорит Селезнева.
Селезнева рекомендует обращаться в банк лично: «Посетите офис финансовой организации и сообщите о своем намерении отозвать данные. Вас спросят о том, как вы желаете получить информацию о результате. Можно выбрать отделение банка, почтовую или электронную рассылку. По итогу обработки вам сообщают, что ваши данные отозваны, больше банк их использовать не может.
На практике банки стремятся соблюдать действующее законодательство. Им важна собственная репутация и не нужны проблемы с Центральным банком».
В течение 30 дней с даты получения заявления банк обязан прекратить обработку персональных данных, говорит Столяров.
А если банк продолжает слать СМС и звонить?
Если с момента подачи заявления прошло 30 дней, а вы не получили уведомление о прекращении обработки персональных данных и банк продолжает заваливать рекламой, Селезнева рекомендует жаловаться. Во-первых, в Центральный банк (оставить жалобу в интернет-приемной). Во-вторых, в прокуратуру, так как финансовая организация нарушила закон.
Могут ли использовать данные после отзыва разрешения?
После отзыва согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить их обработку без согласия гражданина в следующих случаях:
— Если отношения с банком не прекращены. Например, есть действующий кредит, кредитная или дебетовая карта, вклад и пр.;
— Если гражданин является участником судебных разбирательств;
— Если обработка необходима для защиты жизни и здоровья гражданина;
— Если данная информация может потребоваться для оказания медицинских услуг, установления диагноза, личности;
— Если сведения потребуются для соблюдения законов о безопасности, противодействии терроризму, уголовного и исполнительного законодательства.