Ключевые российские банки до конца 2020 года намерены отказаться от бумажных договоров и окончательно перейти на электронный документооборот с клиентами. Те будут подписывать документы о выдаче кредита, открытии счета, вклада или выпуске карты в виртуальном режиме, без посещения офиса, сообщают «Известия» со ссылкой на представителей кредитных организаций.
Сильно ли изменится механизм выдачи кредитов?
Как рассказал АиФ.ru начальник сектора платежных систем департамента защиты информации одного из российских банков Николай Пятиизбянцев, в настоящее время, чтобы клиент — физическое лицо мог заключить кредитный договор в электронном виде, требуется электронная подпись.
«В принципе, уже сейчас ничего не мешает банкам заключать с клиентами договор в электронном виде. Вопрос лишь в том, чтобы такая форма сделки была юридически значимой. На сегодняшний момент требуется электронная подпись, которая признается обеими сторонами. То есть предварительно клиент должен прийти в банк, заключить с банком договор о том, что его электронная подпись равнозначна собственноручной подписи на бумажном носителе», — поясняет эксперт.
Пятиизбянцев добавляет, что могут быть и другие варианты. Так, в частности, сегодня большинство банков предоставляют возможность подать кредитную заявку через интернет-банк или мобильный банк. «Банк рассматривает эту заявку и говорит, что он ее одобрил. И после этого клиент может получить кредит или кредитную карту. Даже на сегодняшний момент существуют безбумажные технологии, которые позволяют клиенту заключить кредитный договор и воспользоваться кредитом. Так что революционных ноу-хау я не вижу, физлицо уже сейчас может удаленно получить кредит в банке, никаких проблем с этим нет», — говорит Пятиизбянцев.
Какие опасности для клиентов несет отказ от бумажных договоров?
В Центробанке «Известиям» заявили, что в целом переход на цифровой формат должен повысить доступность финансовых услуг и оперативность совершения сделок. Но в то же время в ЦБ отметили, что заключение договора без личного присутствия сторон несет определенные риски и требует большего внимания со стороны банка в идентификации клиентов.
По словам Николая Пятиизбянцева, банки, скорее всего, будут усиливать системы безопасности в части работы с биометрическими данными.
«Если мы говорим о новых технологиях биометрии либо о единой биометрической системе, которая сейчас у нас развивается, то здесь есть риски. Клиент, например, приходит и сдает свои биометрические данные в одном банке, а кредит получает в другом. Соответственно, банк, который выдает кредит, не знает, кто приходил сдавать биометрические данные. Действительно ли это был клиент или мошенник с паспортными данными другого человека сдал свои биометрические данные, потом оформил заявку на кредит, кредит получил и исчез? Соответственно, банки, вероятно, будут усиливать безопасность, начнут осторожнее себя вести. В частности, будут выдавать большие кредиты только в том случае, если клиент вернул предыдущий кредит и у него уже есть положительная кредитная история. В таком случае ему могут увеличить кредитную линию. Скорее всего, такая будет стратегия», — предполагает эксперт.
Смотрите также:
- Пираты финансового моря. Как мошенники обворовывают банки и их клиентов →
- Блокировка счетов. Кого могут затронуть ограничения? →
- С 2017 года для получения кредита потребуется СНИЛС →