Рассрочки на маркетплейсах могут проходить через микрофинансовые организации, рискуют испортить кредитную историю, а также оказать серьезную нагрузку на бюджет заемщика из-за скрытых платежей. Как не попасться на эту удочку, aif.ru рассказали эксперты.
Сплиты, рассрочки, оплата долями и другие предложения современных маркетплейсов — удобный способ получить любой товар «здесь и сейчас» без необходимости долго копить на крупные покупки. Часто сервисы сами предлагают разделить плату за дорогостоящие вещи на несколько платежей, и это, действительно, выглядит соблазнительно, ведь понятие рассрочки у россиян ассоциируется с отсутствием процентов.
Поэтому мало кто задумывается, за чей счет этот «банкет» и сколько в итоге придется переплатить, в то время как источники финансирования подобных операций могут обнаружиться в самых неожиданных местах.
«Это негативно влияет на кредитную историю: даже если рассрочка не является кредитом в обычном понимании, некоторые маркетплейсы в зависимости от источника финансирования конкретной покупки все равно могут передавать информацию о платежеспособности клиента в кредитные бюро, что может испортить рейтинг заемщика», — пояснила Романова.
Кроме того, эксперт добавила, что при оформлении рассрочек многие маркетплейсы взимают с пользователя скрытые комиссии, о которых, разумеется, не оповещают заранее. «На этом фоне стоит учитывать вероятность возникновения финансовых трудностей, при которых выплачивать рассрочку из-за высоких процентов или скрытых платежей окажется непросто. Поэтому перед оформлением рассрочки стоит внимательно изучить все условия и возможные риски», — уточнила эксперт.
«Когда рассрочка от банка, товар сразу переходит в собственность покупателя, а когда от продавца — только после полной выплаты. Часто рассрочку дают на срок до шести месяцев, но обычно на нее есть дополнительный процент сверху, что делает итоговую стоимость товара выше. Но более подробные условия определяет сам банк. Например, недавно на одном из маркетплейсов действовала ставка 15%. Также к неприятным последствиям может привести тот факт, что иногда данные клиента передают в микрофинансовые организации, что тоже нужно учесть: в дальнейшем пользователю в огромном количестве могут поступать рекламные сообщения», — уточнила Ермилова.
Однако и преимущества, по ее словам, тоже есть. Обычно рассрочка на маркетплейсах не предполагает первоначального взноса со стороны покупателя. Там установлен определенный лимит на покупку, а после его погашения можно заново пользоваться кредитными деньгами.
«Еще один плюс — товар можно забрать сразу, а платить позже, что в основном и привлекает покупателей. Также существует так называемый „сплит“ — деление стоимости покупки на доли. Если сократить период внесения платежей, то можно уменьшить комиссию и заплатить только за товар частями», — рассказала экономист.
Однако, напомнила Ермилова, сейчас решается вопрос о том, чтобы вносить рассрочки в кредитную историю. С такой инициативой на днях выступил Банк России. И, по мнению регулятора, это поможет сделать оценку кредитной нагрузки при рассмотрении заявок на новые займы более объективной, ведь зачастую размер платежа в таком случае вполне сопоставим с полноценным кредитным обязательством. Но в этом случае показатель долговой нагрузки увеличится, что будет влиять на решение о выдаче новых займов в будущем.
Например, ранее экономист Наталья Проданова рассказала о том, что получить одобрение по кредиту в России в таком случае может стать сложнее.