Три четверти россиян пользуются онлайн-переводами, свидетельствуют данные Центрального банка РФ.
«Активно растет использование платежных карт — их доля в розничном обороте за 2020 год увеличилась на 10,6 п. п., до 67,6%; доля безналичных платежей в целом выросла на 5,6 п. п., до 70,3%», — говорится в материалах регулятора.
«Согласно Гражданскому кодексу (ст. 1102), если лицо (в данном случае получатель перевода) без установленных правовых оснований приобрело за счет другого лица (то есть плательщика или потерпевшего) имущество (неосновательное обогащение), то оно обязано вернуть указанные средства в полном объеме.
Однако все не так легко, как может показаться, и из указанного правила есть исключение: если получатель ошибочного платежа сможет доказать, что плательщик знал, кому он осуществляет перевод, делал это добровольно, иными словами — подарил эти деньги, то деньги останутся у получателя.
Суды по-разному смотрели на процесс возврата неосновательного обогащения. Значимой точкой в определении порядка доказывания факта неосновательного обогащения стало Определение Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2021 года (по делу N 21-КГ20-9-К5, 2-2648/2019).
В рамках рассмотрения дела истицы, которая ошибочно перечислила платеж, Верховный суд указал, что плательщик должен доказать факт осуществления перевода, а вот уже именно получатель должен доходчиво объяснить, за какие услуги он получил деньги, либо доказать факт дарения этих денежных средств плательщиком. И в этом случае уже не имеет значения, что такое обогащение явилось результатом поведения самого потерпевшего.
В качестве доказательств обоснованности перевода судами может приниматься, например, переписка между отправителем и получателем денег, свидетельствующая о намерении плательщика одарить деньгами получателя, а также двусторонние документы и т. п.
Но если перевод был осуществлен ранее незнакомому лицу, и, соответственно, какой-либо переписки между сторонами нет, так же, как и иных доказательств, то суд с большей долей вероятности встанет на сторону рассеянного плательщика и взыщет с получателя ошибочно переведенные средства.
Есть и обратная сторона медали — недобросовестное поведение плательщиков. В некоторых случаях мошенники пользуются таким методом для обмана граждан. Например, когда в рамках сделки купли-продажи какого-либо имущества покупатель просит продавца под различным предлогом принять деньги за товар от третьего лица — брата, свата, супруга и т. д. Продавец, ничего не подозревая, соглашается — какая разница, кто заплатит. Товар передается покупателю, а потом начинается самое интересное. Через некоторое время продавец получает претензию с требованием возврата неосновательного обогащения — денег, которые были перечислены за товар третьим лицом. И учитывая, что такие сделки часто вообще документально не оформляются, то в этой ситуации продавец должен приложить массу усилий, чтобы доказать добросовестное поведение.
В таких ситуациях рекомендуется принимать деньги либо непосредственно от покупателя, либо документально фиксировать тот факт, что оплата произведена третьим лицом, либо в назначении платежа указать, за кого и за что именно перечисляются деньги».
Источники информации: