Где обязаны принимать к оплате карты, а где могут отказать?

Категория:  Доступная экономика
Ответ редакции

В прошлом году доля безналичных платежей в России обновила исторический максимум — 54,1%. «В четвертом квартале 2020 года доля безналичного торгового оборота в России составила 55,9%, а за весь год достигла 54,1%, это на 4,9 процентных пункта выше уровня 2019 года (49,2%), что является очередным историческим максимумом», — говорится в материалах аналитического портала «Сбериндекс» и IT-компании «Платформа ОФД».

   
   

Наша страна входит в топ-5 мировых лидеров по отказу от наличных платежей. Эксперты американской компании Boston Consulting Group (BCG) зафиксировали феноменальный прирост безналичных карточных платежей в России — с 2010 по 2018 гг. показатель вырос с 5,8 до 172 в год на человека.

Несмотря на ведущую позицию в рейтинге по отказу от наличных, в РФ полно мест, где оплата картой невозможна: то в ресторане «сломался терминал», то в магазине у дома просят перевести деньги на карту продавца. А имеют ли организации право не принимать безналичную оплату?

«В целом отказ от принятия оплаты при помощи банковских карт (безналичным способом) в большинстве своем не правомерен. Законом о защите прав потребителей регламентировано, что продавец обязан обеспечить возможность безналичных расчетов», — объясняет юрист Никита Тарновский.

Но из данного правила есть исключение. «В прошлом году приняли закон снижающий уровень выручки, при котором предприятия обязаны иметь терминалы и принимать к оплате банковские карты. Ранее эта цифра была 40 миллионов рублей в год, с 1 марта 2021 года стала 30 миллионов рублей в год, а с 1 июля все предприятия торговли с оборотом свыше 20 миллионов рублей в год обязаны принимать банковские карты», — рассказал АиФ.ru генеральный директор инвестиционной компании Евгений Лашков.

Если оборот магазина, ресторана или какого-то сервиса меньше этой суммы, от обязанности устанавливать терминал для безналичной оплаты предприятие освобождается.

Кроме того, по словам Тарновского, если предприятие находится в месте, где нет интернета (например, это деревенский магазин), там тоже может не быть функции безналичной оплаты. «Право не устанавливать терминал безналичной оплаты имеют и небольшие компании за пределами городов. Но когда мы говорим о предприятиях, расположенных в городе, как правило обороты таких даже маленьких компаний превышают 500-600 тысяч рублей в месяц, а интернет работает исправно, там в большинстве случаев обязаны принимать оплату в безналичном виде, как того предписывает закон», — указывает юрист.

   
   

Если магазин или ресторан не принимают карту?

Конечно, мы не можем наверняка знать годовой оборот того или иного магазина или кафе, но, допустим, если речь идет о заведении в центре Москвы, где всегда есть посетители, то с высокой долей вероятности его выручка подпадает под нормы закона.

«Если вам отказали принять к оплате банковскую карту, вы вправе написать заявление на имя директора предприятия, запросив мотивированный ответ: „По какой причине при оплате такого-то числа мне было отказано в принятии банковской карты?“. А уже получив ответ на него и имея на руках копию запроса с отметкой о принятии, вы вправе пожаловаться в Роспотребнаджор и Минпромторг», — подсказывает Тарновский.