Аргументов против — нет. Эксперт о необходимости повысить МРОТ

Кризис — время, когда надо потуже затянуть пояса и включить режим экономии, говорят эксперты. Однако подобные меры не всегда дают нужный эффект. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Чернышев уверен, что экономия на зарплатах граждан не приведёт ни к чему хорошему, ведь нищее население не сможет поднять экономику. Сенатор выступил с законопроектом о повышении МРОТ. О сильных и слабых сторонах своей инициативы Игорь Чернышев рассказал АиФ.ru.

   
   

Оксана Морозова, АиФ.ru: Игорь Николаевич, вы подготовили законопроект о повышении МРОТ, почему именно сейчас, когда в стране, мягко говоря, не самая стабильная экономическая ситуация?

Игорь Чернышев: Минимальный размер оплаты труда в сегодняшних условиях, а точнее, его маленькое значение, является существенным тормозом в развитии импортозамещения.

Сегодня с рынка уходит импортная продукция — это правильно, и это надо всячески поддерживать. Но на продукцию эту уже были затрачены средства — на строительство заводов, которые её выпускают, на разработку современных технологий и так далее. И что бы мы ни делали сегодня, всё равно это дешевле отечественных аналогов, которые мы сегодня вынуждены и уже начинаем производить в стране.

Соответственно, необходимо всячески поддерживать покупательскую способность, в противном случае нет никакого смысла заниматься импортозамещением, потому что покупать это будет просто некому.

— Может быть, в сложившихся условиях проще разработать схему адресной социальной помощи?

— Конечно, можно, но, на мой взгляд, гораздо правильнее, рыночнее дать людям возможность зарабатывать деньги, чтобы они потом могли приобретать необходимые им товары.

   
   

Сегодня мы говорим о том, что недоступными становятся даже товары первой необходимости. Этого просто нельзя допустить! Иначе мы начнём опять скатываться к бедности, из которой только-только большими усилиями выбрались.

— Насколько вы хотите повысить МРОТ?

— Как минимум в два раза: сегодня он около шести тысяч рублей, а сделать надо порядка двенадцати. Говорить о том, что сегодня на это нет денег, неверно. Да и провести это повышение можно без каких-либо серьёзных дополнительных вложений, ведь средняя заработная плата в России около 20 тысяч рублей.

Повышение МРОТ — необходимая антикризисная мера для того, чтобы импортозамещение вообще имело смысл.

Сегодня у нас в России введён единый МРОТ для всех отраслей народного хозяйства, хотя доходы в них существенно отличаются. Для работников сельского хозяйства и нефтедобывающего комплекса МРОТ один! Я лично считаю, что МРОТ должен быть отраслевым, учитывающим средний размер оплаты труда в каждой сфере, возможно, даже плавающим.

Есть и ещё одна проблема: за первый квартал 2015 года ещё не подсчитан прожиточный минимум. И если он будет подсчитан по методике, а не подогнан под возможности, то мы не только не будем выполнять требования законодательства, по которому МРОТ должен быть максимально приближен к прожиточному законодательству, а будем их существенно отдалять друг от друга.

— Некоторые законотворцы наоборот предлагают урезать зарплаты…

— Идея о понижении зарплат, чтобы сэкономить бюджетные деньги, представляется мне абсолютно неразумной. Недавно в Совете Федерации мы слушали министра транспорта, который рассказал о десятках миллиардов рублей из бюджета, которые были не израсходованы на программы реконструкции и развития автомобильных дорог. А путём сокращения заработной платы мы даже миллиарда не сэкономим!

Надо думать не о том, как сэкономить деньги, а о том, как их максимально эффективно использовать. Идея о сокращении зарплат — чисто бухгалтерская. Я её не поддерживаю. Нищее население не сможет модернизировать экономику! У нас экономика потребления, поэтому мы должны обеспечить платёжеспособность людей.

— На какой стадии находится ваш законопроект на сегодняшний момент?

— Свою идею повышения МРОТ я уже сделал законодательной инициативой. Она будет рассмотрена на ближайшем (я надеюсь!) заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике. Аргументов против нет. Единственное — сразу возникает вопрос: «Где мы возьмём деньги?» Поэтому у меня есть определённые трудности с финансово-экономическим обоснованием моего законопроекта. Правительство пока не слышит, что население срочно надо делать если не богатым и счастливым, то хотя бы платёжеспособным для полноценного развития программы импортозамещения. Ведь на первом этапе этой программы отечественные товары существенно подорожают: бизнес основан на извлечении прибыли, а значит, именно покупателям придётся оплачивать модернизацию производства.

Мировой опыт учит нас, что финансировать надо не проекты и намерения, а приобретение. Вот дадим мы деньги, например, фермеру на развитие его хозяйства, а купить его продукцию по рыночной интересной для производителя цене будет некому!