Анатомия развода. 6 популярных схем финансового мошенничества в интернете

Объём мошеннических операций по платёжным картам в прошлом году составил 1,14 млрд рублей, свидетельствуют данные Центробанка России. Всего за год было совершено более 260 тысяч несанкционированных операций, это на 44 тысячи меньше, чем годом ранее. Недавно ЦБР предупреждал, что охотники за чужими деньгами отказываются от традиционных способов мошенничества (банкоматов) в пользу бесконтактного способа — интернета и телефонии.

   
   

АиФ.ru вместе со специалистами компании Qiwi собрал наиболее распространённые схемы мошенничества с использованием электронных платёжных систем и онлайн-банкинга.

Прикрытие банком

Пожалуй, самый распространённый способ мошенничества — это звонки якобы от представителей служб безопасности крупных банков с просьбой предоставить логины/пароли/кодовые слова/номер карты. Причины звонка могут быть разными, например, идентификация личных данных клиента или разблокировка его аккаунта в интернет-банке. Будучи уверенным, что разговаривает с официальным представителем финансовой организации, потребитель может сразу поделиться своими личными данными.

Запомните: даже если служба безопасности вашего банка свяжется с вами, она никогда не спросит у вас данные для доступа в ваш личный кабинет/счёт/электронный кошелёк, потому что это всё — конфиденциальная информация и владеть ей должен только владелец платёжной карты/счёта/электронного кошелька.

«Вы выиграли»

Ещё один способ «развода» — это sms-сообщения с результатами какого-нибудь конкурса. Обязательно с внушительным призом: автомобилем или крупной суммой денег. Мошенничество здесь вот в чём: чтобы получить заветный автомобиль или шестизначную сумму, на том конце провода требуют создать онлайн-кошелёк и пополнить свой балансовый счёт на некую сумму. После успешного осуществления всех требований, спустя всего 5–10 минут, деньги исчезают с вашего счёта, как и сообщения о вашем выигрыше.

Что же произошло за эти 10 минут? Мошенники, получив коды доступа к личному кабинету, списали сумму с вашего электронного счёта. Никакого автомобиля и крупной суммы, как вы уже поняли, не было и в помине.

«Чужой кошелёк — потёмки»

Бывает, что владельцы пластиковых карт получают сообщения следующего содержания: «Ваш счёт (или электронный кошелёк) пополнен» — и указывается сумма, поступившая на счёт. Обратите внимание: в качестве отправителя sms стоит не чужой номер, а написано название банка или электронной платёжной системы. Следом за сообщением о пополнении счёта приходит другое сообщение, на этот раз от человека, который ошибся и случайно перевёл деньги вам. Он слёзно просит вернуть средства на указанный им номер счёта/кошелька. Конечно, чужое нужно возвращать, и добропорядочные граждане сразу это и делают, даже не удостоверившись в том, что их счёт/кошелёк действительно увеличился на указанную в первом sms сумму.

   
   

Как мошенникам удаётся отправлять сообщения с названиями финансовых организаций и таким образом вводить в заблуждение добропорядочных граждан? Дело в том, что в РФ существует платная услуга ставить любую надпись, имя или даже номер в качестве отправителя sms. Несмотря на то, что это стоит денег, все затраты мошенников многократно окупаются.

Таким образом, если вам пришло sms о пополнении счёта якобы от вашего банка, это ещё не значит, что отправителем был именно ваш банк. Это, кстати, касается любых других сообщений подобного характера — если у вас возникают какие-то сомнения, всегда перепроверяйте платёжную информацию.

Волшебный кошелёк

Одной из самых старых схем мошенничества являются предложения воспользоваться так называемыми волшебными кошельками: в интернете довольно часто встречаются объявления о том, как на них легко можно заработать. Суть этого метода заключается в следующем: в системе есть волшебный кошелёк, на который необходимо отправить от 1 до 1000 рублей, но не больше и не меньше, и тогда сумма вернётся в двойном размере. Перевести деньги можно не более трёх раз в день. В объявлениях рассказывается, как отправлять туда денежные средства, чтобы сумма возвратилась обратно в двойном объёме.

Это явный обман — никто никому просто так деньги в двойном размере возвращать не будет, отправленные на эти волшебные кошельки деньги уже не вернутся.

Удостовериться в том, что вы имеете дело с мошенниками, поможет звонок на номер указанного электронного кошелька. Если вы имеете дело с мошенниками, дозвониться до них у вас не получится.

Смартфон за копейки

Не стоит терять бдительности при любых покупках в интернете. Допустим, вы обнаружили нужный вам смартфон по цене вдвое ниже, чем в официальных магазинах электроники. Не спешите оформлять покупку, для начала ознакомьтесь со всеми условиями сделки. Если у вас попросят предоплату за смартфон, то, скорее всего, вы имеете дело с мошенниками.

Наверняка на сайте с удивительно дешёвыми смартфонами будут указаны телефоны call-центра, будет нелишним связаться с операторами и выяснить, в чём секрет низких цен. Также поищите отзывы покупателей этого магазина.

Выставление счёта

Оператор кошелька даёт возможность продавцам товаров или услуг выставлять счёт для своих покупателей. Соответственно, клиент, увидев выставленный счёт, может его оплатить и тем самым завершить сделку. Однако эта возможность оборачивается в ещё одну уловку мошенников. Они выставляют счета за несуществующие товары и услуги на номера известных им кошельков.

Мошенники могут выставить вам счёт на оплату комиссии за перевод средств от банка, благотворительного фонда, счёт за якобы зачисленные вам денежные средства от неизвестного лица и так далее. Часто на руку мошенникам играет психологический фактор — ограничение по времени совершения платежа. К примеру, вам могут сказать, что у вас есть всего три часа на оплату. Если не успеете, то деньги вернутся отправителю. Формулировка может быть разной, но главная задача мошенника — вытянуть из вас хоть какую-то оплату за несуществующую вещь, услугу, не совершённую на самом деле операцию или заставить вас оплатить мифическую комиссию за что-то.

Важно знать, что получатель никогда не оплачивает комиссию. При определённых условиях комиссию оплачивает инициатор денежной операции (например, комиссию могут брать терминалы).

Мнение эксперта

Ведущий юрист группы Qiwi Олеся Кострицина:

– Внимательно читайте все sms, которые приходят на ваш телефон.

– Если вы получили уведомление о выставленном счёте за операцию, которую вы не совершали, ни в коем случае не оплачивайте незнакомый счёт, откажитесь от платежа, а лучше удалите счёт.

– Всегда перепроверяйте перед и после каких-либо ваших действий историю денежных операций в личном кабинете электронного кошелька и не оплачивайте счета, выставленные посторонними лицами, вне зависимости от тех требований, которые предъявляют вам мошенники.

– Поставьте на телефон антивирус, чтобы мобильное устройство постоянно проверялось на наличие вирусов.

– Не скачивайте приложения, которые требуют доступа к вашим sms-сообщениям.

– Откажитесь от настроек в телефоне, которые дублируют sms с кодами и паролями в электронные хранилища, а также в ваши личные кабинеты у операторов сотовой связи.

– В случае потери телефона, сим-карты или прекращения договора с оператором (в том числе блокировки услуг связи) срочно обратитесь в банк и заблокируйте доступ к электронному кошельку.

– Помните, деньги, перечисленные мошенникам, банк не вправе вам вернуть. Только в том случае, если правоохранительным органам удалось установить личность и поймать мошенника, а потом привлечь его к уголовной ответственности по суду, только тогда вы, скорее всего, сможете вернуть свои деньги. Однако даже в этом случае вероятность возврата средств очень мала. Намного лучше изначально придерживаться этих простых рекомендаций.