Так считают эксперты ВЦИОМ, которые по заказу интернет-издания SmartNews провели исследование среди жителей разных регионов России. Они спрашивали людей о том, что для них означает богатство и как они оценивают собственный уровень жизни.
Мобильные свидетельства достатка
«Начиная с 2000 г. уровень жизни россиян стабильно рос, и, если брать период с 2000 по 2012 г., можно констатировать, что номинальная начисленная заработная плата выросла в России более чем в 11 раз, с поправкой на инфляцию, - говорит
Эксперт обращает внимание на то, что вместе с ростом цен на некоторые, к примеру, продовольственные товары наблюдается существенное снижение цен на товары широкого потребления, особенно на продукцию высоких технологий: «Эта тенденция характерна для всего развитого мира, поскольку нынешний культ потребления свойственен не только российскому социуму, он также отмечается в Америке и Европе».
Показательный пример наших взаимоотношений с продукцией высоких технологий - это сотовые телефоны. Как выросло наше благосостояние на их примере, демонстрирует увеличение числа абонентов мобильной связи. По данным сотовых операторов, их стало больше в десятки раз - с 3,5 млн в 2000 г. до 230 млн в
2013 г. Каждый год в России продаётся больше 40 млн мобильников, причём новые аппараты чаще покупают не потому, что потеряны старые, а потому, что те уже вышли из моды. Из предмета роскоши начала нулевых сотовый телефон превратился в повседневную вещь в начале десятых.
«У нас действительно меняется представление о предметах роскоши. В Советском Союзе роскошью считалось наличие машины, желательно чёрной «Волги», хрустального набора и финской мебельной стенки. В 90-х - 600-й «Мерседес», пачка баксов, поход в ресторан, желательно - в красном пиджаке, - считает Вячеслав ПУТИЛОВСКИЙ, руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру. - Теперь же народ стал более разборчивым. Люди поняли цену недвижимости. У банков появилось такое направление, как private banking, когда богатому человеку выделяют квалифицированного менеджера, управляющего всеми его финансами. Этой услуги ещё 10 лет назад в России просто не было».
Могут себе позволить
Времена, когда россияне экономили на отдыхе, тоже прошли - теперь большинство из нас интересуются качеством обслуживания, климатом и условиями проживания и только потом ценой тура. Такую тенденцию заметили эксперты туристического рынка. Они отмечают, что наши сограждане и отдыхать стали гораздо чаще, чем прежде.
«Теперь туристы из России выезжают на отдых не раз и не два в год, а чаще. Число туристов растёт - с начала двухтысячных их стало больше в два с лишним раза. Сейчас 14 млн человек ежегодно выезжают за границу, - приводит данные
«Если 20 лет назад отдых за границей казался всем роскошью, то сегодня это обыденное явление, - считает и Никита Кричевский. - Наконец, если мы говорим об автомобилях, 20 лет назад машина была, скажем, в 7% домохозяйств России. Сегодня - почти в половине. Если это не показатели хорошей жизни, то что же тогда хорошая жизнь?»
С политологом согласны и социологи: они отмечают заметный рост числа тех, кто может позволить себе такие крупные покупки, как машина и недвижимость. В сравнении с данными 2004 г. число таких респондентов удвоилось, да и сами понятия «машина» и «недвижимость» качественно изменились. Машины приобретаем надёжные и комфортные, а квартиры или дома - красивые.
«Лет 12 назад очень активно возводились коттеджи из красного кирпича, многие из которых так и не были достроены в силу специфики тех полубандитских лет. Тогда не было понимания о том, что такое действительно красивый элитный дом с современной отделкой, гармоничной планировкой, - говорит
То есть от пошлости 90-х россияне пришли к общекультурному понятию роскоши.
От материального к социальному
За последние 12 лет жизнь населения претерпела принципиальные изменения, в результате чего подверглись пересмотру сами понятия роскоши и богатства. Теперь, когда машины и отдых за границей доступны очень многим, признаками принадлежности к элите стали собственные яхты и самолёты. И это, конечно, - свидетельство качественного изменения жизни.
Читайте также: | |
---|---|
Чтобы его оценить, Никита Кричевский предлагает сравнить нашу ситуацию с Венесуэлой, где значительная часть товаров сегодня является банальным дефицитом, о котором молодые россияне просто не знают. Ведь они, в отличие от старших, не помнят, что когда-то даже по талонам те или иные продукты было невозможно купить и у нас.
Ещё один пример - соседний с Россией Казахстан. Там в результате пенсионной реформы пенсионные накопления выдаются фиксированное количество лет, после чего остаётся лишь социальная пенсия, которую лучше назвать пособием даже не по бедности, а по нищете.
«У нас ничего этого не происходит, - уверен эксперт. - Конкретное проявление путинской стабильности: 12 лет устойчивого поступательного повышения уровня жизни наших сограждан. Несколько лет назад считалось, что если ты получаешь в 2,5 раза больше средней заработной платы, а это приблизительно 70 тыс. руб. на нынешние деньги, то ты богатый. Сегодня нам говорят о том, что богатым можно чувствовать себя при зарплате в 125-130 тыс. руб. Я полагаю, что в крупных городах люди снисходительно улыбнутся этим цифрам, потому что для них 120-130 тыс. - символ достатка, хорошей, высокооплачиваемой работы, но далеко не богатства. Богатство для многих сегодня простирается дальше этой границы».
В будущем, считает эксперт, уровень материального потребления должен вырасти ещё больше. «Но мне бы очень хотелось, чтобы через пять лет респонденты говорили не только о материальном потреблении, не только о продуктах, вещах, гаджетах, машинах, загородных участках. Мне хочется, чтобы люди отмечали, что бум переживает потребление социальное. То есть развиваются здравоохранение, образование, наука, культура. И тогда можно сказать, что мы добились своего и страна развивается в правильном направлении», - резюмирует Никита Кричевский.
Предметы роскоши - это что? |
|
Дорогие автомобили (несколько автомобилей) |
45% |
Элитная недвижимость в России, за рубежом (многоэтажные |
42% |
Антиквариат, картины, драгоценности, дорогие украшения |
24% |
Дорогие предметы личного пользования (одежда, обстановка, |
15% |
Личный самолёт, вертолёт, большая яхта, корабль, катер, |
14% |
У опрашиваемых была возможность давать несколько вариантов ответа |