Красиво жить... Россияне поменяли представление о роскоши

Так считают эксперты ВЦИОМ, которые по заказу интернет-издания SmartNews провели исследование среди жителей разных регионов России. Они спрашивали людей о том, что для них означает богатство и как они оценивают собственный уровень жизни.

   
   

«Важно отметить, что наше исследование проводилось не только в крупных мегаполисах, но и в российской глубинке, - рассказывает главный редактор SmartNews Сергей Яковлев. - Результаты наглядно показали, что жизнь в нашей стране за последние 15-20 лет значительно улучшилась. Перед нами, как говорится, предстал новый россиянин, чьи представления о богатстве, уровне достатка, роскоши существенно изменились».

Мобильные свидетельства достатка

«Начиная с 2000 г. уровень жизни россиян стабильно рос, и, если брать период с 2000 по 2012 г., можно констатировать, что номинальная начисленная заработная плата выросла в России более чем в 11 раз, с поправкой на инфляцию, - говорит

Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор. - Иными словами, мы переживаем самый устойчивый период роста уровня жизни населения во всей российской истории. И просто к этому привыкли. Нам кажется это само собой разумеющимся».

Эксперт обращает внимание на то, что вместе с ростом цен на некоторые, к примеру, продовольственные товары наблюдается существенное снижение цен на товары широкого потребления, особенно на продукцию высоких технологий: «Эта тенденция характерна для всего развитого мира, поскольку нынешний культ потребления свойственен не только российскому социуму, он также отмечается в Америке и Европе».

Показательный пример наших взаимоотношений с продукцией высоких технологий - это сотовые телефоны. Как выросло наше благосостояние на их примере, демонстрирует увеличение числа абонентов мобильной связи. По данным сотовых операторов, их стало больше в десятки раз - с 3,5 млн в 2000 г. до 230 млн в

2013 г. Каждый год в России продаётся больше 40 млн мобильников, причём новые аппараты чаще покупают не потому, что потеряны старые, а потому, что те уже вышли из моды. Из предмета роскоши начала нулевых сотовый телефон превратился в повседневную вещь в начале десятых.

   
   

«У нас действительно меняется представление о предметах роскоши. В Советском Союзе роскошью считалось наличие машины, желательно чёрной «Волги», хрустального набора и финской мебельной стенки. В 90-х - 600-й «Мерседес», пачка баксов, поход в ресторан, желательно - в красном пиджаке, - считает Вячеслав ПУТИЛОВСКИЙ, руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру. - Теперь же народ стал более разборчивым. Люди поняли цену недвижимости. У банков появилось такое направление, как private banking, когда богатому человеку выделяют квалифицированного менеджера, управляющего всеми его финансами. Этой услуги ещё 10 лет назад в России просто не было».

Ну а Ольга Каменчук, директор по коммуникациям ВЦИОМ, с удовлетворением констатирует, что общество потребления не смогло ограничить интересы наших людей исключительно приобретением: «Мы каждые полгода проводим измерения оптимизма - и этот показатель растёт. Более того, счастье большинство видит в близких, семье. То есть потребление уже не является показателем счастья - на первый план выходят иные ценности». И в этом тоже Россия становится всё более похожа на европейские страны, отмечает эксперт.

Могут себе позволить

Времена, когда россияне экономили на отдыхе, тоже прошли - теперь большинство из нас интересуются качеством обслуживания, климатом и условиями проживания и только потом ценой тура. Такую тенденцию заметили эксперты туристического рынка. Они отмечают, что наши сограждане и отдыхать стали гораздо чаще, чем прежде.

«Теперь туристы из России выезжают на отдых не раз и не два в год, а чаще. Число туристов растёт - с начала двухтысячных их стало больше в два с лишним раза. Сейчас 14 млн человек ежегодно выезжают за границу, - приводит данные

Дмитрий Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров России. - Всё чаще российские туристы бронируют 4- и 5-звёздочные отели. Разумеется, это повышает стоимость туров, но люди теперь могут это себе позволить. И, что приятно, растёт количество путешественников пенсионного возраста. В Европе, как известно, пенсионеры - самые активные туристы. Возможно, скоро так будет и у нас».

«Если 20 лет назад отдых за границей казался всем роскошью, то сегодня это обыденное явление, - считает и Никита Кричевский. - Наконец, если мы говорим об автомобилях, 20 лет назад машина была, скажем, в 7% домохозяйств России. Сегодня - почти в половине. Если это не показатели хорошей жизни, то что же тогда хорошая жизнь?»

С политологом согласны и социологи: они отмечают заметный рост числа тех, кто может позволить себе такие крупные покупки, как машина и недвижимость. В сравнении с данными 2004 г. число таких респондентов удвоилось, да и сами понятия «машина» и «недвижимость» качественно изменились. Машины приобретаем надёжные и комфортные, а квартиры или дома - красивые.

«Лет 12 назад очень активно возводились коттеджи из красного кирпича, многие из которых так и не были достроены в силу специфики тех полубандитских лет. Тогда не было понимания о том, что такое действительно красивый элитный дом с современной отделкой, гармоничной планировкой, - говорит

Павел Трейвас, коммерческий директор девелоперской компании Villagio Estate. - То, что 12 лет назад считалось богатством, сегодня называется пошлостью, потому что начала зарождаться культура загородной жизни, есть огромное число разнообразных проектов из Европы, из Америки».

То есть от пошлости 90-х россияне пришли к общекультурному понятию роскоши.

От материального к социальному

За последние 12 лет жизнь населения претерпела принципиальные изменения, в результате чего подверглись пересмотру сами понятия роскоши и богатства. Теперь, когда машины и отдых за границей доступны очень многим, признаками принадлежности к элите стали собственные яхты и самолёты. И это, конечно, - свидетельство качественного изменения жизни.

Чтобы его оценить, Никита Кричевский предлагает сравнить нашу ситуацию с Венесуэлой, где значительная часть товаров сегодня является банальным дефицитом, о котором молодые россияне просто не знают. Ведь они, в отличие от старших, не помнят, что когда-то даже по талонам те или иные продукты было невозможно купить и у нас.

Ещё один пример - соседний с Россией Казахстан. Там в результате пенсионной реформы пенсионные накопления выдаются фиксированное количество лет, после чего остаётся лишь социальная пенсия, которую лучше назвать пособием даже не по бедности, а по нищете.

«У нас ничего этого не происходит, - уверен эксперт. - Конкретное проявление путинской стабильности: 12 лет устойчивого поступательного повышения уровня жизни наших сограждан. Несколько лет назад считалось, что если ты получаешь в 2,5 раза больше средней заработной платы, а это приблизительно 70 тыс. руб. на нынешние деньги, то ты богатый. Сегодня нам говорят о том, что богатым можно чувствовать себя при зарплате в 125-130 тыс. руб. Я полагаю, что в крупных городах люди снисходительно улыбнутся этим цифрам, потому что для них 120-130 тыс. - символ достатка, хорошей, высокооплачиваемой работы, но далеко не богатства. Богатство для многих сегодня простирается дальше этой границы».

В будущем, считает эксперт, уровень материального потребления должен вырасти ещё больше. «Но мне бы очень хотелось, чтобы через пять лет респонденты говорили не только о материальном потреблении, не только о продуктах, вещах, гаджетах, машинах, загородных участках. Мне хочется, чтобы люди отмечали, что бум переживает потребление социальное. То есть развиваются здравоохранение, образование, наука, культура. И тогда можно сказать, что мы добились своего и страна развивается в правильном направлении», - резюмирует Никита Кричевский.

Предметы роскоши - это что?

Дорогие автомобили (несколько автомобилей)

45%

Элитная недвижимость в России,  за рубежом (многоэтажные

коттеджи, виллы, большие квартиры, несколько квартир и прочее)

42%

Антиквариат, картины, драгоценности, дорогие украшения

(алмазы, бриллианты и прочее)

24%

Дорогие предметы личного пользования (одежда, обстановка,

мебель, мобильные телефоны, бассейны, теннисные корты)

15%

Личный самолёт, вертолёт, большая яхта, корабль, катер,

лошади, футбольная команда

14%

У опрашиваемых была возможность давать несколько вариантов ответа