Тува вырулила к деньгам: в республике решили строить платную дорогу

Республика Тува решилась на создание платной автодороги в регионе. Как сообщил сайт республиканского правительства, в частное управление местные власти планируют передать две дороги общей протяженностью 500 км: Кызыл - Ак-Довурак и Ак-Довурак – Абаза.

   
   

 

На днях администрация объявила открытый конкурс, который определит, какая компания сначала отремонтирует эти участки трассы, а затем будет собирать деньги с автомобилистов. Дороги предполагается отдать по концессионному соглашению на 20 лет.  «С помощью частных инвестиций удастся остановить деградацию автотрасс, на содержание которых средств в бюджете республики нет, и оно с начала 90-х годов ограничивается преимущественно ямочным ремонтом», - сообщается на сайте.

Победителю конкурса предстоит расширить проезжую часть, улучшить покрытие и пропускную способность. Тарифы пока не известны – они определятся при заключении договора с инвестором. Концессионное соглашение предусматривает, что мотоциклы, легковые автомобили, грузовики массой до 3,5 тонн, фургоны, микроавтобусы до 11 мест и междугородние автобусы до 29 мест смогут проехать по новой дороге бесплатно. Конкурс завершится в январе 2013 года.

«Насколько проблематично будет правительству Тувы найти инвестора, будет зависеть от многих факторов: от уровня необходимых инвестиций, рентабельности, которая будет определяться в зависимости от цен и потока машин», - Аналитик «ВТБ Капитал» Кевин Уайт. По данным экспертов, средняя стоимость проезда по платной дороге в Европе составляет 12 евроцентов за 1 км пути. Уайт прогнозирует развитие строительства платных дорог в России. «Сейчас на это есть воля высшего руководства страны», - говорит Уайт.

Среди регионов деньги за проезд по своим дорогам первой начала собирать Псковская область. На территории региона четыре платных участка общей протяженностью 226 км. Три из них на подъездах к границам соседних Эстонии, Латвии и Белоруссии начали работу в 2001 году, а четвертый Ольша – Велиж – Усвяты – Невель в 2004 году. Цены за проезд, указанные на сайте департамента автодорог и связи, Псковской области впечатляют.

   
   

В зависимости от дороги и вида транспорта цена проезда по участку колеблется от 130 до 1130 рублей. Высокопоставленный чиновник в обладминистрации заверил, что вложения в трассы до сих пор не окупились. «Срок возврата инвестиций слишком длительный. Если бы это было выгодно, у нас было бы очень много платных дорог», - сказал собеседник.

Еще одна платная автомагистраль «Западный скоростной диаметр» строится в Питере и Ленобласти. Планируется, что она пройдет от развязки с Кольцевой автодорогой в южной части северной столицы и через район Морского порта «Санкт-Петербург» и Васильевский остров проследует до трассы Е-18 «Скандинавия». Пока запущен один платный участок дороги - от развязки с КАД до улицы Благодатная. Стоимость проезда составляет от 10 до 100 рублей.

За строительство платных дорог федерального уровня в России отвечает госкомпания «Автодор», которая, в частности, ищет соинвесторов для государства для строительства таких магистралей. Один из проектов  -  скоростная трасса М-11 Москва – Санкт-Петербург общей длинной 669 км. «Автодор» является ответственным исполнителем по проекту ЦКАД в Московской области.

К 2018 году планируется строительство трассы М-4 «Дон» Москва-Новороссийск. На ней уже функционируют два новых участка: в Московской области (км 48 – км 71) и в Липецкой области ( км 414 – км 464). На участке М-4 в Липецкой области водители платят за проезд с начала декабря 2010 года. В зависимости от вида автомобиля и времени поездка обойдется от 50 до 240 рублей. Бесплатно ездит общественный транспорт, машины спецслужб.

В Московской области по участку «Дона» пока можно проехать даром, поскольку дорога работает в тестовом режиме. Деньги собирать здесь начнут, скорее всего, с 1 октября.

В 2013 году «Автодор» планирует запустить еще четыре платных участка трассы М-4 «Дон»: дороги в обход городов Богородицк (км 225,6 – км 260), Ефремов ( км 287 – км 321), Елец ( км 355 – км 414,7) и дорогу в объезд села Яркино ( км 330,8 – км 355).

Кроме того, у компании заключены концессионные соглашения на строительство еще трех платных дорог. Среди них новый выход на МКАД с трассы М-1 «Беларусь» Москва-Минск в объезд Одинцово. Запустить этот участок планируется в 2013 году. Уже в 2014 году предполагается ввести новый платный участок дороги Москва-Санкт-Петербург (км 15 – км 58).