«АиФ»: - Почему американский потребитель, сломав зуб о камень в купленном салате, станет миллионером, а наш вынужден копить на стоматолога?
В.П.: - У этой проблемы две причины. Во-первых, наш исторически сложившийся менталитет. Ещё в советское время ко мне на приём пришла женщина, у которой сломался только что купленный телевизор, но продавец отказывался принять его назад. Я спросил: «Почему вы не подадите в суд, ведь закон на вашей стороне?» Она возмутилась: «В суд? Я что, склочница или скандалистка какая-то?». С этим нужно бороться, пора забыть время СССР, когда слово «потребитель» было ругательством. Вторая причина - отсутствие государственной воли на защиту потребителей. Отвратительно работает служба судебных приставов. Органы муниципального самоуправления освободили от обязанности защищать потребителей. На практике последнее вылилось в то, что более 50% граждан РФ в деревнях, сёлах, маленьких городах остались без возможности получить помощь.
На останках ГОСТов
«АиФ»: - В каких сферах потребители сейчас нуждаются в защите больше всего?
Кстати | |
---|---|
Как правильно жаловаться: 1. Не кричите на продавца - он не принимает решений. 2. Обязательно оставляйте записи в книге жалоб и предложений - их читают проверяющие инстанции. 3. Если вам продали некачественную вещь, вернуть деньги за неё вы можете и без чека. Кроме того, вернуть деньги реально не только во время гарантийного срока, но на протяжении всего срока эксплуатации. Проводите экспертизу за свой счёт и предъявляйте претензию продавцу: он обязан вернуть средства, потраченные на товар и на услуги лаборатории. 4. Если ваши права нарушены, посылайте в организацию претензию заказным письмом с уведомлением о доставке. Нет реакции в течение месяца? Обращайтесь в суд. |
В.П.: - Это услуги ЖКХ, с которыми сталкиваются все без исключения, и область финансовых
услуг. Недавно я познакомился с гражданкой из Биробиджана, которая взяла кредит в банке и попала в больницу с сердечным приступом, потому что при каждом ежемесячном платеже выяснялось, что она должна всё больше и больше. Мы разобрались: банк просто ошибся! Сколько таких ошибок могут стоить жизни людям?
«АиФ»: - Но в сегодняшней редакции закона о финансовых услугах говорится мало - постарались банкиры?
В.П.: - Давление на закон «О защите прав потребителей» со стороны финансовых институтов колоссальное. Но мы работаем - в законе скоро появится статья, защищающая потребителя финуслуг. Туда же предлагаем включить типовой образец договора с банком, отклоняться от которого будет нельзя. Потому что вписывать мелким шрифтом в договор какие-то условия - любимый ход банкиров.
«АиФ»: - Сегодняшний отказ России от системы ГОСТов поставил крест на качественном питании?
В.П.: - На Западе никогда не существовало стандартов вроде наших ГОСТов! У них в обязательном порядке контролировалась только безопасность для здоровья потребителя - и все живы, живут куда лучше, чем россияне. Ведь наша проблема - не в наличии или отсутствии ГОСТов, а в отсутствии адекватной системы контроля у надзорных органов.
В США это отработанная схема: они фиксируют две жалобы разных потребителей на один и тот же товар, после чего инициируют внеплановую проверку. Если данные подтверждаются, на компанию накладываются штрафы, суммы которых легко могут привести к банкротству. У нас же суммы штрафов смешные - нечестному производителю проще заплатить такой штраф и продолжать дальше работать как бог на душу положит. В итоге, например, многие питерцы на выходные едут за продуктами в... Финляндию: там еда и дешевле, и на порядок качественнее.
Закон работает
«АиФ»: - Где по факту искать защиты сегодняшним потребителям?
В.П.: - Только в общественных организациях. Их юристы по доступным расценкам могут помочь обратиться в суд, написать претензию. Обращаться к стабильным юристам безумно дорого. Но на практике я убедился: с работой законов в нашей стране всё обстоит плохо, но закон «О защите прав потребителей» - самый работающий в России. Тут реально добиться чего-то, если захотеть и идти до последнего.
«АиФ»: - А секрет, как выбрать качественное, у вас есть?
В.П.: - Не доверяйте рекламе, доверяйте только себе! Я сплошь и рядом вижу, как реклама нарушает закон: и по продолжительности роликов, и по этике, и по уровню звука. Как можно доверять тому, что изначально противоправно? Кроме того, недавно доказали: если бы весь мир потреблял по нормам, по которым сейчас потребляют США, нам понадобились бы ресурсы четырёх планет, таких как Земля. Но делают они это лишь под воздействием рекламы - на самом деле в таком сверхпотреблении нет никакой необходимости. Хотите вы, чтобы вам навязали что-то? Я - нет.
Смотрите также:
- «Мы и рыночная экономика». Замминистра финансов о безграмотности россиян →
- Звёздный лохотрон. Почему не стоит верить рекламе с известными артистами →
- Советы потребителю. Как не стать жертвой «не тех» услуг →