Налог на роскошь будет основан на «народной оценке»

Фото: РИА Новости

Как пишет сегодня «Российская газета», социологи выяснили – большинство сограждан одобряют инициативу премьера о введении налога на роскошь. Итоги общественной дискуссии, сведенные воедино экспертами РСПП, вскоре лягут на стол избранного президента.

   
   

 - Я думаю, на этой неделе мы передадим эти предложения, – цитирует РГ президента РСПП Александра Шохина. - Передадим мы этот документ лично Владимиру Путину, так как он заказчик всего этого, а также может принять документы в двух качествах: как глава правительства – инициатор обсуждения и как избранный президент, которому этот закон подписывать, - сообщил глава РСПП Александр Шохин. - Мы хотели бы задействовать оба эти качества.

Как напоминает издание, на XIX съезде Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Владимир Путин – тогда еще кандидат в президенты - заявил о необходимости собрать народные мнения по введению налога на роскошь. После чего, с 13 февраля по 1 марта, под эгидой РСПП было проведено широкомасштабное обсуждение: дискуссии в 10 российских городах, «круглые столы» с привлечением экспертов.

Результатом обсуждения стали сотни предложений, собранных на специально созданном сайте www.nalognaroskosh.ru , там же размещены и итоги опроса социологической службы ВЦИОМ, проведенные в 7 городах и среди пользователей упомянутого сайта.

Согласно данным, полученным ВЦИОМ, более половины граждан России - за введение налога на роскошь, отмечает газета. Среди тех, чей доход ниже среднего, доля таких составляет 75%, но и среди богатых 52% выступают за такой налог. Что интересно, «опрошенные граждане с доходами выше среднего в большинстве своем были убеждены в том, что они не являются потребителями роскоши».

- Мы, обсуждая вопрос о введении налога на роскошь, получили на 19-м съезде РСПП социальный заказ от избранного президента Путина, а это уже гарантия того, что действующее, и, думаю, будущее правительство, ждет наших предложений, – уверен Александр Шохин. - Кроме того, у нас есть механизм оценки регулирующего воздействия всех вновь принимаемых нормативных актов. Это значит, что уже сейчас регламентом правительства бизнес включен в работу над законами, которые инициирует правительство.

Кстати, Шохин подтверил, что осведомлен о том, что в Госдуме ряд депутатов также выдвинули свой вариант законопроекта о налоге на роскошь. Впрочем, он полагает, что этот документ по объективным причинам ждет незавидная судьба.

   
   

- Инициатива некоторых депутатов, скорее всего, получит отрицательный отзыв, поскольку они видят налог на роскошь в упрощенном режиме, - полагает Шохин.

Он также объяснил механизм, которым уже руководствуется РСПП в вопросе подготовки данного законопроекта.

- Поскольку речь идет об инициативе правительства, мы будем работать с ним по всем этапам процедуры общественного обсуждения инициируемого закона, – заявил он в интервью. - И, по согласованию с премьер-министром, доведем ее до второго думского чтения законопроекта. И более того, поскольку Путин предложил распространить такую процедуру общественного обсуждения, называемую оценкой регулирующего воздействия, на все законопроекты в налоговой сфере, этот будет первый пример, когда обсуждение такого рода инициатив произойдет формально. То есть, даже не потому, что это – добрая воля премьера, а потому, что есть формальный механизм, который зарегистрирован в регламенте правительства.

Самая заметная проблема при обсуждении теоретической части введения налога на роскошь, отмечают эксперты РСПП, состоит в том, что в юриспруденции пока не закреплено это понятие. Соответственно, «вопрос как заставить платить тех, кто тратится на дорогие игрушки, не задевая ни благотворителей, ни тех, кто инвестирует свои капиталы в экономику России, ни тех, кто относится к среднему классу» также стоит более, чем остро.

В итоге промышленники и предприниматели предложили правительству на выбор два критерия роскоши: стоимостный и качественный. По аналогии с законом «О полиции» напомним, его общественное обсуждение вылилось в три десятка тысяч предложений от граждан, наиболее здравые и концептуально соответствующие из них стали строками закона.

Так, РСПП предлагает провести «нулевое чтение» законопроекта о налоге на роскошь на сайте www.nalognaroskosh.ru, собравшего за неполные полтора месяца сотни предложений от почти полумиллиона посетителей.

Техническая часть предложений РСПП правительству выглядит следующим образом. В качестве объектов налогообложения роскоши предлагается использовать недвижимость (приобретенную после 1991 года) и автомобили. Нецелесообразно, считают граждане, облагать налогом на роскошь инвестиционную активность (акции, банковские вклады и т.д.), а также ювелирные и драгоценные изделия. «В качестве возможного порога налога на роскошь можно рассматривать недвижимость, стоимость которой превышает 50 млн рублей и 150 кв.м для квартиры и 300 кв. м. для дома на человека либо 1000 м на объект, на автомобили дороже 3–4,5 млн рублей», пишет РГ.

При этом налог на роскошь должен распространяться на физические и юридические лица, а также имущество, приобретаемое в рамках госзакупок. Однако, предлагают эксперты, можно даже не вводить специальный налог, а использовать существующие. Например, прогрессивные ставки акцизов, налога на недвижимость, транспортного налога и т.д. А если сделать упор на рыночную оценку имущества, то даже без введения прогрессивных ставок налогов можно повысить налоговую нагрузку на владение сверхдорогим имуществом, естественно, при условии обеспечения максимального уровня защищенности тех, кто не относится к богатым слоям.

Смотрите также: