Погнали? Таксисты «обдирают» пассажиров, ссылаясь на новый закон

Желающие ехать по-прежнему стоят с протянутой рукой? Фото Олега Дьяченко

Из анекдота

Предусмотренный законом льготный период, в течение которого водители такси должны были привести свои автомобили и документы в норму, закончился. Однако, по данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, на данный момент выдано всего 12,5 тыс. разрешений (из них 40% — компаниям, 60% — част­никам, зарегистрированным как ИП). А 27 тыс. нелегалов по-прежнему бороздят улицы города без «шашечек» и разрешений.

   
   

— Само разрешение москвичам выдаётся бесплатно, но для этого надо оснастить машину всем необходимым (на общую сумму в 20-30 тыс. руб.). Ещё, слава богу, не нужно перекрашивать машину в жёлтый цвет — а некоторые регионы ввели и такое требование, невзирая на то, что покраска кузова стоит минимум 70 тыс. руб., — поясняет Василий Аксёнов, водитель с 20-летним стажем. — При этом авто должно быть в собственности, соответствовать техническим нормам и каждые полгода проходить техосмотр.

— Вам «шашечки» или кататься? От наличия жёлтого фонаря машина, что, едет лучше? — как в известном анекдоте, возмущается другой водитель, 52-летняя Нина С. Она возит пассажиров на своём внедорожнике, заказы получает через координационный пульт. За эту услугу платит 20% от дохода. Отстёгивать ещё и за оснащение авто не готова!

— Уже с декабря тарифы такси взлетели в среднем на 20%, как объясняют таксисты, из-за требований закона, — рассказали нам в Национальном совете такси. А многие горе-водители пустились на такую хитрость: объявляют цену поездки, скажем, 300 руб. А в конце подводят итог: «С вас — 3500 руб.». И, глядя в изумлённое лицо «жертвы», поясняют: «300 руб. — это за километр цена была. Закон же новый ввели, теперь так!»

А экзамен не хотите?

Важно
Что должно быть у таксиста: разрешение; талон техосмотра (обновлять каждые полгода); на передней панели авто, справа от водителя, — наименование организации-перевозчика, условия оплаты за пользование, визитная карточка водителя с фотографией, а также наименование, адрес и контактные телефоны контрольного органа; таксометр; на крыше — опознавательный оранжевый фонарь (горит, когда машина свободна); на боках — «шашечки». Куда жаловаться: руководителю организации, обслуживающей такси, в полицию, Ространснадзор, Департамент транспорта г. Москвы, ГИБДД.

Таксисты, оформившие свою деятельность легально, уверяют, что затраты на это в сопоставлении с их доходом — несущественные. Солидарен с ними Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза:

— Повышение цен — спекуляция, стоимость проезда больше зависит от цены бензина и обслуживания авто, нежели от разовой закупки таксометра.

Кстати, для того чтобы стать таксистом в Германии, Бельгии, Великобритании или Франции, нужно потратить намного больше. Кроме оснащения авто надо сдать специальный экзамен (платный) — в ходе которого проверяют знание национального языка, ориентирование на местности, навыки безопасного вождения. В Москве же легальный перевозчик может получить из бюджета города субсидию на лизинг транспорта (порядка 30 тыс. руб. при стоимости авто в 1 млн руб.). Для них действуют бесплатные мини-стоянки (как в Европе) — у вокзалов, торговых центров, парков (пока их два десятка, планируется ввести ещё более сотни), вводятся электронные карточки, по которым перевозчики смогут беспрепят­ственно проникать на территорию аэропортов, и т. д.

   
   

Одна беда: потребители, то есть мы, по-прежнему охотно садятся в машины без «шашечек». И в первую очередь из-за этого 27 тысяч нелегалов не торопятся получать лицензии: клиенты найдутся и так!

Кстати
На сайте dt.mos.ru в разделе «Реестры» можно проверить: легальное ли к вам приехало такси. Достаточно вбить номер машины в соответствующую графу.

— Чтобы избавиться от недобросовестных водителей, нужно повышать ответственность перевозчиков за нарушения, а не просто выдвигать требования, обязательные к исполнению, — считает Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей.

Впрочем, депутаты уже поняли, что с законом погорячились. В Москве, по их оценке, он работает ещё сносно: местные власти установили несложные для таксистов правила, ввели льготы. Но отдельные регионы «отличились»: так, в Краснодаре таксист должен собрать не 5, как в столице, а 21 бумагу и заплатить за разрешение 3 тыс. руб.! А на Сахалине на всех таксистов всего один пункт медосмотра, куда выстроились длиннейшие очереди.

— Удобный для больших городов, в регионах этот закон поставил под угрозу существование такси, — объяснил нам Вячеслав Лысаков, 1-й зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, автор поправок к закону о такси, которые вскоре будут рассмотрены. — Действовать официально невыгодно! Нелегалов наказывают, как физлиц, — максимальный штраф 5 тыс. руб., а легальных таксистов — как юрлиц, которых могут штрафовать и на 60 тыс. руб.

Поправки дадут отсрочку на установку таксометров (сегодня на рынке их 7 видов, и, если заказывать прибор сейчас, установлен он будет лишь в августе) и перекраску кузова на год, разрешат встроенные в навигатор приборы учёта и позволят «таксовать» на арендованных авто. «Мы даже планируем внести поправку в КоАП, — говорит Лысаков. — И приравнять физлиц, работающих „под юридические лица“, к юрлицам. Тогда бомбил будут наказывать по полной!»

Комментарий эксперта

Владимир Кузин, замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ:

— С 1 января 2012 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) введена ответственность за незаконную установку на автомобиле опознавательного фонаря легкового такси и нанесение на машину соответствующей цветографической схемы. За это нарушение предусмотрен штраф с граждан — 2,5 тыс. руб., с должностных лиц — 20 тыс. руб., с юридических лиц — 500 тыс. руб. За управление таким транспорт­ным средством, а также за отсутствие при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров водителю грозит штраф в размере 5 тыс. руб. Необходимо иметь в виду, что штрафовать мы сможем только после внесения соответствующих изменений в Правила дорожного движения.

Штраф за управление легковыми такси, не прошедшими технического осмотра, составляет от 500 до 800 руб., а номерные знаки за это нарушение подлежат снятию. Выявление и привлечение к ответственности владельцев или водителей такси за другие нарушения закона лежит на прочих контрольных органах. Например, выдан ли кассовый чек или нет — проверяет Ространснадзор.