О том, что происходит сейчас, «АиФ» спросил Анатолия Голомолзина, замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ.
Изъятие доходов
«АиФ»: — Анатолий Николаевич, не грозит ли нам снова дефицит того или иного вида топлива?
А.Г.: — С 1 января 2011 г. был введён новый регламент на топливо, реализация бензина стандарта, эквивалентного Евро 2, была запрещена, а некоторые нефтеперерабатывающие заводы оказались не готовы производить более качественный продукт. Поэтому на рынке возникли проблемы. Для стабилизации ситуации правительство приняло решение о возвращении на рынок топлива более низких экологических стандартов и выравняло пошлины на тёмные и светлые нефтепродукты, чтобы компании были заинтересованы не только в производстве мазута, но и в производстве высококачественных светлых нефтепродуктов.
Для того чтобы не допустить даже угрозы дефицита топлива, ФАС по инициативе правительства заключила соглашения с нефтяными компаниями, прописав до 2020 г. конкретные сроки и объекты модернизации, а также объёмы производства топлива. К тем, кто не выполнит эти соглашения, могут быть применены двойные санкции: не только штрафы по КОАП, но и изъятие незаконно полученного дохода.
Ситуацию на топливном рынке ФАС контролирует ежедневно и, если есть нарушение, сразу реагирует (только в конце 2010 — начале 2011 гг. было возбуждено 85 дел на региональных рынках). В ноябре станет известна сумма штрафов по третьей волне дел против нефтяных компаний. За первые две волны они были оштрафованы более чем на 15 млрд руб.
«АиФ»: — Но после очередного наказания нефтяники снова задирают цены. Может, штрафы слишком маленькие?
А.Г.: — Величина штрафов у нас примерно такая же, как в западных странах. Кроме этого, за ряд нарушений, которые происходили в течение 3 лет, в отношении менеджеров компаний может быть применена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на несколько лет. Мы сейчас проходим путь, который на Западе прошли более полувека назад.
Вернуть своё
«АиФ»: — Ну признали нефтяники нарушение, пусть даже штраф заплатили, но потребителю-то ущерб никто не возместит...
А.Г.: — За рубежом помимо штрафов распространены гражданско-правовые иски к нарушителям. Мы с юристами и экономистами обсуждаем возможность применения такой системы у нас. Уже сейчас, имея на руках решение ФАС о нарушении и взыскании штрафа, договоры или чеки, подтверждающие факт покупки в период действия монопольно высоких цен, потребитель может обратиться с иском в суд с требованием возместить ущерб. Если это оптовый покупатель, то необходимо решение ФАС, если речь идёт о рознице (например, при групповом иске автовладельцев), — территориальных органов ФАС.
«АиФ»: — Наши читатели часто спрашивают: почему с ростом цен на нефть цены на бензин растут, а когда стоимость «чёрного золота» снижается, не падают?
А.Г.: — В том числе за это нарушение компании и наказывают. Цены, на наш взгляд, должны устанавливаться рынком, а не только под давлением ФАС. Важно, чтобы были условия для конкуренции. Так, в законодательство вносится ряд поправок, которые позволят обеспечить одинаковые условия при покупке топлива для независимых автозаправочных станций и для заправок, принадлежащих нефтяным компаниям. Сейчас разница в цене топлива для них может быть от 1 тыс. до 3 тыс. руб. и более за тонну, и она отражается на кошельках потребителей. Плюс нужна гибкая налоговая политика. Сейчас предпосылок для роста стоимости топлива нет, цена должна увеличиваться только на уровень инфляции. Но если с 1 января 2012 г. будет, как запланировано, повышен акциз, цены могут расти быстрее.
Смотрите также:
- Нефтяники и ФАС придумали формулу, по которой будет дорожать бензин →
- Цены на бензин снова растут. И никто их не остановит? →
- Бензиновый кризис неизбежен →