В
Идея экологического налога давно будоражила умы еврокомиссаров. Однако остальные государства — не входящие в ЕС — были, мягко говоря, отнюдь не в восторге. Мировое авиасообщество восприняло налог как нарушение принципов международного права и дискриминацию, а некоторые перевозчики заявили о возможном банкротстве — поскольку билеты на следующий год продаются уже сейчас, и налоговый сбор в их стоимость пока не заложен.
Недовольство авиакомпаний в этом случае вполне понятно. Помимо того, что их заставляют платить в буквальном смысле «за воздух», ЕС хочет взимать плату не только за перемещение в своём воздушном пространстве, но и за весь оставшийся путь пролетающих над Европой самолётов. То есть, даже если 20% маршрута рейса пролегает над ЕС, а остальные 80%, например, над Россией, ставка налога будет рассчитываться за полный километраж; и пойдут эти деньги исключительно в казну Европы.
— Сама по себе инициатива имеет право на жизнь. Однако навязывание региональной европейской системы торговли квотами перевозчикам всех стран недопустимо, — прокомментировал ситуацию замдиректора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России Олег Демидов. — Внутри Европы они могут делать, что хотят. Но здесь Европа распространила действия своего внутренней нормы на перевозчиков третьих стран.
Причём из числа «третьих стран» Россия больше всех почувствует на себе новое налоговое бремя. Примерно 70% рейсов отечественных перевозчиков осуществляется в Европу, не говоря уже о рейсах иностранных компаний. В итоге, по самым оптимистичным расчетам еврокомиссаров, удорожание авиабилетов не должно превысить 40 евро, или
— На каком основании европейские власти намерены собирать деньги за выбросы в воздушном пространстве России, Беларуси и Японии, через которые пролегает маршрут, неизвестно. Россию и все остальные государства, не входящие в ЕС, просто поставили перед фактом, — рассказал Демидов в интервью «Российской газете».
По словам чиновника, в некоторых странах уже существует система авиационных квот, но она распространяется только на внутренние перевозки. А европейцы хотят собирать деньги за все страны разом; причём авторы инициативы до сих пор не дали внятных объяснений того, куда пойдут средства от налога.
— Скорее всего, деньги уйдут в авиапромышленность. Один из представителей генерального директората окружающей среды еврокомиссии намекнул, что, возможно, деньги будут пущены на строительство третьей полосы в британском аэропорту Хитроу, — сказал Демидов. — Вряд ли перевозчики третьих стран согласятся финансировать строительство полосы в Хитроу.
В начале
Нынешний спор авиаторов с еврокомиссарами, по идее, должен проходить на уровне Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Как считают представители отрасли в России, существование «экологического налога» допустимо, но в таком случае собирать его надо везде и средства распределять, соответственно, по всем странам-участницам соглашения.
— Точка зрения российской стороны представлена в декларации по вопросам охраны окружающей среды от воздействий авиации, подготовленной Минтрансом совместно с Минприроды и МИДом, — сказал Демидов.
Вопрос о «лётном налоге» будет поднят на авиационном саммите Россия-ЕС, который пройдёт в Санкт-Петербурге в октябре.
Смотрите также:
- Air Berlin из-за низкого спроса прекращает полеты в Россию →
- 25 авиакомпаний мира закрылись из-за дороговизны топлива →
- «Вылет задерживается». Какими рейсами лучше не летать? →