«Двойная игра» Центрбанка. С инфляцией будут бороться за счёт наших кошельков?

Когда несколько месяцев подряд слушаешь уверения в том, что надо, очень надо снижать ставку рефинансирования — после чего кредиты станут более доступными, население будет брать ипотеку и вообще улучшать уровень жизни, — и тут ставка Центробанка вновь ползёт вверх, как минимум недоумеваешь. Чего же не хватает нам, чтобы сделать ставку ЦБ гораздо меньше или хотя бы удерживать её от повышения, как, к примеру, в Европе или в Китае, где она близка к нулю и не тянется в рост?

   
   

Риск или контроль?

Для справки
За неполные 2 месяца 2011-года инфляция, по данным Росстата, сотавила 3,1%. Это половина от годовой инфляционной нормы, заложенной в официальные прогнозы правительства.

Каждый раз при понижении ставки рефинансирования нас уверяли, что снизятся и проценты по кредитам для населения. Но это, если и происходило, то уж никак не по «вине» этой самой ставки. Банки жаловались, что получить госденьги даже под эти проценты нереально. Гораздо проще занять за рубежом. Но понижения ставки ЦБ было хотя бы психологически важным — это показывало, что Россия хоть и маленькими шажочками, но движется к более благополучным соседям. И тут — вновь откат назад. Ставку повысили на 0,25%.

— Повышение ставки рефинансирования и одновременное увеличение норм резервирования ЦБ — событие для банковского рынка вполне ожидаемые, — считает Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России. — В начале года мы видели существенное увеличение инфляции, которая в годовом выражении достигла 10%, и естественно, Центробанк должен был отреагировать. Несмотря на то, что сейчас инфляция замедлила свой рост, Банк России счел необходимым дать рынку четкий сигнал, что он контролирует ситуацию и считается с риском возможного ускорения инфляции.

Рынок или беспредел?

Но многие экономисты видят другие рычаги борьбы с инфляцией, которые государство использовать не желает, оправдываясь тем, что это будет вмешательством в рыночные механизмы.

Какие именно рычаги? К примеру, более жёсткое регулирование тарифов естественных монополий.

— На инфляцию прежде всего влияет увеличение тарифов ЖКХ, цен на газ, бензин, — рассказала нам Оксана Дмитриева, экс-министр труда и соцразвития, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктор экономических наук.

Ведь именно увеличение цен на топливо и энергию удорожает всё на полках магазинов. Так, сельхозпроизводители жалуются, что цена на электричество в себестоимости их продукции составляет до 60%, а должна не более 10%. А ведь особенно много завязано на электроэнергии, топливе в высокотехнологичном производстве, каким должно стать в том числе наше сельское хозяйство. А пока мы вкладываем бюджетные деньги в финансовые корпораций и регулируем инфляцию мифической ставкой рефинансирования и неповышением пенсий, существенного сдерживания цен мы, к сожалению, вряд ли добъёмся.

   
   

Инфляция — меньше, цены — выше?

Андрей Чернявский, консультант департамента Due Diligence «2К Аудит — Деловые консультации»:

— Шаг ЦБ по повышению всех ставок не сильно отразится на замедлении инфляции. Чтобы серьезно замедлить инфляцию, повышения ставок на 0,25 п.п. явно недостаточно. Такое повышение скорее будет иметь психологический эффект, чем экономический. Чтобы ограничить приток спекулятивного капитала в страну, который способствует разгону инфляции, ЦБ также повысил и нормы резервирования. Однако цены на нефть настолько привлекательны, что даже эта мера не отпугнет спекулянтов.

Что касается ставок по кредитам для населения, то опять же такое незначительное повышение ставки рефинансирования на ставки по кредитам в коммерческих банках практически не повлияет. Однако ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ наверняка станет трендом. Если ЦБ продолжит повышать ставки, то ставки по кредитам для населения тоже вырастут. К концу второго квартала ставка рефинансирования, вероятно, будет не менее 8,5%.

Смотрите также: