Герман Пятов: Как «благотворители» воруют сиротские деньги. Часть III

Герман Пятов, координатор благотворительного фонда Мурзик.ру:

   
   

Когда я думал над тем, как уговорить себя написать третью часть статьи о «благотворителях», наживающихся на сиротах, мне на ум пришла мысль о круговороте веществ и энергии в природе. Какое отношение имеет закон сохранения массы и энергии к теме данной статьи?

На первый взгляд никакого. Это лишь отражает те изыски, к которым мне приходится прибегать, чтобы заставить себя делать то, что я считаю должным. Писать о том, как жулики воруют сиротские деньги — совсем не интересно. Мне гораздо интереснее было бы написать, к примеру, о том, как изготовление кроватей для себя любимых изменило судьбу целого поколения моих подопечных сирот, воспитанников нескольких детских домов. Но об этом в следующих статьях. А сегодня — завершение трилогии необъятной темы злоупотреблений в сфере помощи сиротам.

Так вот, почему нужно об этом писать? Как раз по закону сохранения массы и энергии. Потому что чем меньше сердобольные граждане отнесут денег жуликам, тем больше средств пойдет на истинно благие цели. И вовсе не обязательно эти благие цели реализовывать в других благотворительных организациях. Вовсе нет. Пусть лучше деньги или одежда пойдут матерям-одиночкам, коих в России миллионы, и многие из них очень нуждаются. Как я уже писал, дети сироты сегодня очень хорошо обеспечиваются государством.

Поэтому нужды в том, чтобы собирать как можно больше денег или товаров для помощи сиротам, нет. Мы, к примеру, часто вынуждены отказываться и от денег, и от товаров. Парадокс, но в материальном плане сироты сегодня зачастую обеспечены лучше, чем домашние дети в тех же регионах. Потому что государство на одного сироту в детском доме в месяц тратит от 20 000 до 40 000 рублей, притом что зарплата воспитателя в том же детдоме — 8 000 рублей.

Тем не менее, Интернет и средства массовой информации пестрят призывами помочь сиротам. Тысячи объявлений о сборах каких-то вещей, одежды, денег для детских домов. При этом достаточно позвонить в указанный в призывах помочь детский дом, и выяснится, что сборщиков помощи в детском доме никто и в глаза не видел, никто их ни о чем не просил и вообще нужды в том, что собирают, нет. А если есть, то в чем-то другом.

Не далее как неделю назад посещал детские дома Тульской области. Разговорились с одним из директоров на эту тему. Он пожаловался:

— Прихожу в магазин, к знакомому коммерсанту, а он мне и говорит: «Что же ты, Александр Иванович, человека ко мне послал за помощью, а бумаги никакой ей не дал?!

Я ему:

— Да я за 10 лет, что мы знакомы, что-нибудь хоть раз у тебя просил? Ты если сам хотел — сам предлагал помощь!

Выяснилось, что приходила какая-то женщина, просила 5 000 рублей, назвала фамилию этого директора детдома. Ей поверили, денег дали. Понятно, что к детдому она никакого отношения не имела, и денег этих никто больше не увидел.

Это маленький такой пример деятельности большой такой группы мошенников от благотворительности. Здесь могут быть разными размеры и охват, но схема похожая. В статье о вреде налоговых льгот для благотворителей я рассказывал, как, не успел я первый раз съездить в детский дом, на меня тут же вышли люди с предложением создать фонд и «пилить» деньги. Так вот, эти фигуранты не ограничились этим предложением. Они объехали все детские дома в том городе, с которого я начал помощь, и собрали «письма счастья» — что-то типа рекомендательных писем от директоров детских домов, наделяющих их правом собирать пожертвования для этих детдомов. Если бы не мое вмешательство, выстроилась бы та же схема.

Интернет дает таким жуликам дополнительные возможности. Жаждущим денег «благотворителям» вообще не нужно куда-то ходить и собирать бумажки. Они просто делают зеркало сайта какой-либо известной благотворительной организации и начинают собирать деньги. Вот, в частности, примеры такого рода, которые прислали на мой е-мэйл добровольцы и единомышленники команды murzik.ru:

«Существует организация, реально оказывающая адресную помощь детям. У неё есть название (условно — Благотворительный фонд „Доброе сердце“ ), официальный сайт (условно — dobroeserdce.ru) и история с репутацией. Мошенники делают зеркальную копию (т.е. все те же реальные дети с фото, с подробными диагнозами и т.д.) dobroeserdce.com. Регистрируют ООО „Доброе сердце“ и реквизиты размещают на своем сайте dobroeserdce.com. Рассылают через спам-рассылку в Интернете просьбы о помощи.

Наткнувшись на такое письмо, человек в Интернете найдет отзывы о реальной организации, увидит реальных детей на фальшивой копии сайта, а разницу в реквизитах заметят не все. Вот деньги и пошли. Основной принцип — показать реального ребенка, которому кто-то действительно ищет деньги, но получателем сделать себя».

Собственно, слава Богу, с нашей организаций такого не было, но многие, думаю, слышали об аналогичной истории с фондом, собиравшим деньги на лечение детей. У нас же была немного другая история. Несколько лет назад один из добровольцев команды Геннадий Мулярчик переслал мне письмо, которое он получил со спамом. Там был призыв перечислить деньги на электронный кошелек для помощи команде murzik.ru. Мы отродясь не то что писем не рассылали — мы даже на сайте никогда не призывали собирать деньги. У нас вообще нет электронного кошелька. Все трансакции только через обычный расчетный счет. Естественно, я написал электронное письмо в подразделение «К» УВД, они быстро пробили этого спамера, установили ФИО владельца указанного кошелька. Спросили меня, знаком ли я с ним. Имя и фамилия были мне не знакомы. Чем у них с ним дело кончилось, я не знаю, я тогда еще был не слишком искушен в таких делах и не знал, что нужно было официальное заявление писать.

Еще один пример от наших добровольцев:

   
   

«Был еще один случай: на одном из сайтов, не помню, к сожалению, каком (несколько лет назад было), активно собирали средства на лечение ребенка. Вроде документы отсканированные все были, подлинные, а потом оказалось, что люди, собравшие деньги, вообще никакого отношения к ребенку не имеют, т.е. откуда-то взяли информацию (подлинную) о данном ребенке и просто нажились на чужой беде. Ну наверное, это один из двух самых ярких примеров, происшедших непосредственно со мной. Можете указывать, что информация от меня. Алексеева Елена»

И таких примеров масса. Люди уже давно разочаровались в благотворительных фондах и в большинстве своем не хотят иметь с ними дела (и правильно делают), но при этом попадаются в лапы мошенников, которые действуют просто под видом добровольцев (как в вышеизложенном примере).

Конечно, возникает закономерный вопрос: а есть ли честные благотворительные организации? Я думаю, есть. Должны быть. Ну не может не быть честных людей! Конечно, я не могу ручаться за другие организации — для этого нужно работать в них и знать кухню. Тем не менее, лично у меня вызывают доверие следующие фонды:

1. «Российский Фонд помощи». Учредитель у него, надо полагать, издательский дом «Коммерсант». Руководит фондом Лев Амбиндер. На мой взгляд, у них злоупотреблений нет и быть не может, по той простой причине, что а) это богатая структура, которая вкладывает свой собственный ресурс б) Это медийная структура, которая имеет широкие возможности для привлечения внешних ресурсов; в) в этой структуре полно умных и дотошных журналистов, а журналисты — народ жутко любопытный и залезут в любую дырку, если им интересно. Т.е., если бы там что-то было нечисто, уже бы все об этом знали. Журналистов не обманешь. Что мне в этом нравится — то, что такие гиганты, как ИД «Коммерсант», могут задействовать свою инфраструктуру для обеспечения деятельности фонда, чтобы не тратить деньги благотворителей на содержание аппарата фонда. А ведь многие благотворительные фонды прожирают деньги жертвователей, даже не разворовывая их — более 50% пожертвований уходит на содержание аппарата (зарплата руководителю, секретарша, водитель, телохранитель, бухгалтер, и т.д.)

У «Русфонда» огромные обороты, но они достаточно эффективны. Они постоянно работают над верификацией запросов о помощи, а это, я считаю, самое главное в благотворительности — быть четко уверенным в том, что просьба о помощи соответствует действительности.

2.Фонд «Доброе сердце». Учредитель — Генеральный директор ЗАО «Аргументы и Факты» С.А. Ключенков.

Руководит фондом Маргарита Широкова. Честно скажу, я не погружался в изучение деятельности этого фонда, но с Маргаритой Широковой знаком, она вызывает у меня доверие, как и само издательство «АиФ». Если бы у меня не было своей команды и организации, то я бы к Маргарите пошел добровольцем, если, конечно, они принимают в добровольцы мужчин, которые пьют, ругаются и дебоширят.

3. Фонд Евгения Ройзмана и Егора Бычкова «Город без наркотиков». Этим я верю безусловно, и они вызывают у меня симпатии. Деятельность их жутко сложная, тяжелая, неблагодарная, нервная. Короче, эти парни памятник при жизни заслужили уже.

В рамках данной статьи я не берусь проводить экспертизу всех организаций, про которые я слышал. Наверное, есть и другие благотворительные организации, которые честно делают свое дело. Они есть, они должны быть. Я не знаю, сколько честных фондов в России всего: 10, 20, 50 или, может быть, 100. Одно я знаю точно: их немного. Хорошего много не бывает, увы. И их просто ничтожно мало по сравнению с цифрой в 730 000 официально зарегистрированных (!) некоммерческих организаций в России.

Поэтому тем, кто хочет помочь сиротам, инвалидам, больным детям или бездомным котикам, нужно самим решать, можно ли доверять организации, которую они выбрали. Оптимальный вариант — идти добровольцем, чтобы самому изнутри увидеть, что и как делается. Есть, конечно, категория людей, которые не могут или не хотят лично участвовать, а хотят просто дать денег. Как правило, это предприниматели. Я считаю, что грамотный предприниматель в состоянии разобраться, ворует фонд или нет.

В заключение должен поблагодарить тех читателей, которые после моих статей обращались к нам с предложением помочь. В настоящее время мы не испытываем потребности в помощи — ни в финансовой, ни в товарной, ни в иной. Как правило, когда возникает необходимость, мы все решаем собственными силами, т.е. силами команды.

Соответственно, тем, кому мы отказали, рекомендую обращаться в вышеперечисленные организации. Или, если кто хочет, может просто сам, напрямую, помогать инвалидам-колясочникам, матерям-одиночкам и т.д. Я дам контакты инвалидов, которым нужна помощь.

Смотрите также: