Цены на бензин снова растут. И никто их не остановит?

   
   

Причина — все та же: процветающий монополизм на рынке. Именно из-за него цены на автозаправочных станциях завышены на 15-20%.

По данным Росстата, стоимость бензина растет больше десяти недель подряд. Эксперты считают, что нефтяные компании, обещавшие не поднимать цену для села во время посевных работ, похоже, решили вернуть упущенную прибыль за счет города.

А не так давно глава ФАС Игорь Артемьев признал, что в ближайшее время воспитать бензиновых монополистов вообще не получится. Тогда зачем были потрачены силы на то, чтобы высчитать справедливую цену на бензин — 18 рублей за литр?

Вот, что нам ответил сам И. Артемьев:

— По нашему мнению, цены на нефтепродукты в России формируются не рыночными механизмами и крупнейшие нефтяные компании злоупотребляют своим положением на рынке. Сейчас цена в опте на нефтепродукты должна быть на 15-20% ниже, чем та, по которой они отгружаются с НПЗ. Нефтяные компании отказываются признавать себя виновными в завышении цен, постоянно судятся с нами, а суды могут длиться годами.

И для них, и для нас, и для судов это огромная работа. Поэтому мы и решили разработать такую формулу цены, в рамках которой нефтяники могли бы чувствовать себя спокойно; которая не была бы монопольно высокой с нашей точки зрения.

   
   

Мы предлагаем взять цену на нефтепродукты на одной из мировых площадок, например, в Роттердаме. На ней торгуются нефтепродукты по цене, которая формируется исходя из баланса спроса и предложения. Никто не может привести на эту площадку танкер с бензином и продавать его дороже остальных — его просто никто не купит, это понятно. Далее мы берем эту цену и вычитаем из нее затраты на транспорт, таможню и т.д., ровно так, если бы бензин везли на продажу из России. Так у нас получается справедливая цена внутреннего рынка, которая образовалась в сравнении с конкурентным рынком.

А сейчас же получается такая ситуация: когда мировые цены на бензин растут, наши нефтяники моментально поднимают цены на внутреннем рынке, а вот когда цены падают — как во время кризиса со 120 долларов за баррель до 36 — почему-то нефтяные компании не спешат снижать цены в России.

Справка

Сейчас в России 27 крупных НПЗ. Большинство — в Центральной России. Процент износа практически всех заводов — 70%. Все они давно требуют модернизации.

P. S. Какие законы надо принять, чтоб все же найти управу на рост цен на бензин и будут ли эти шаги приняты, читайте в ближайших номерах «АиФ».

Смотрите также: