«Я разбил это случайно». Какие права имеют российские потребители

15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. АиФ.ru собрал распространённые ситуации, с которыми россияне часто сталкиваются в магазинах, и выяснил у юристов, какие права имеют наши потребители.

   
   

Могут ли охранники магазина обыскивать покупателей?

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни становился подозреваемым в краже в магазине. Бывает, стоящие на выходе из супермаркета или бутика сигнализации ни с того ни с сего подают признаки жизни, и к вам с «распростёртыми объятьями» мчится охранник и требует показать содержимое сумок. Меня, например, чоповцы однажды обыскали даже без сработавшей сигнализации, а после их вмешательства я обнаружила пропажу нескольких сотен рублей, лежавших в кармане сумки. Имели ли они право на обыск?

Эксперт центра «Общественная дума», партнёр компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов отмечает, что при наличии возможных улик (например, прозвенела сигнализации или есть видеосъёмка, зафиксировавшая кражу) охранник может попросить покупателя добровольно показать свои вещи, чтобы выяснить истину. «Обычно приглашают в комнату для досмотра, при проведении досмотра присутствуют двое понятых и весь процесс фиксируется в документах (протокол или видеосъёмка)», — отмечает эксперт.

В случае, если у охранника имеются подозрения, что покупатель совершил противоправные действия, он имеет право лишь остановить покупателя, при этом назвав причину остановки, и вызвать полицию. В данном случае покупатель не обязан дожидаться прибытия полиции и вправе покинуть магазин, добавляет эксперт Комитета по правовым вопросам Ассоциации молодых предпринимателей России Павел Илясов.

«В том случае, если охранник задерживает покупателя до прибытия полиции, то это может быть квалифицировано как незаконное лишение свободы (ст. 128 УК РФ», — подчёркивает Илясов в беседе с АиФ.ru

Обыск уполномочены производить только сотрудники полиции. Процедура обыска проводится только лицом одного пола с подозреваемым в краже и в присутствии понятых и специалистов того же пола, добавляет эксперт.

Можно ли не оставлять свои вещи в камере хранения?

Охранники в супермаркетах следят за тем, чтобы с полок магазина не исчезали товары. За личными вещами покупателей, оставленными в камерах хранения, никто не следит, о чём предупреждают объявления на большинстве камер хранения. При этом нередко сотрудники супермаркета возмущаются, когда клиенты направляются в магазин, минуя отсек с ячейками хранения. На чьей же стороне правда?

   
   

«Вообще хранением, согласно ст. 886 Гражданского кодекса РФ, является обязательство сохранять переданную вещь и возвратить её в сохранности. А поскольку продавец не берёт на себя таких обязательств, то такие камеры хранения на самом деле являются лишь местом для оставления крупных вещей. Это организуется не для удобства покупателей, а для минимизации потерь магазина: крупными сумками или зонтами можно задеть и уронить товары с полок, мелкие воришки прячут в складках одежды товары, не желая за них платить, и тому подобное.

Но только сами владельцы вещей могут решать, оставлять ли свои вещи в таких камерах — ведь по возвращении их можно и не найти, а отвечать за это никто не будет. Однако, отказываясь сдавать свои вещи, следует быть готовыми к тому, что на выходе из магазина вас могут попросить показать содержимое сумок, карманы пальто и т. д. (как было описано выше)», — добавляет Варламов.

Что делать, если расходятся стоимость товара на ценнике и на кассе?

В условиях скачущей инфляции продавцы часто не успевают переписывать ценники на свою продукцию, и случаи, когда стоимость товара на кассе отличается от его стоимости на полке, естественно, в сторону повышения, не редкость. Поэтому, во-первых, надо проявлять бдительность, чтобы не быть обсчитанным, а во-вторых, знать, что продавец обязан продать продукт по той цене, которая указана на ценнике.

В беседе с кассиром вы можете сослаться на 10 статью закона «О защите прав потребителей», согласно которой «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». При этом цена товара в рублях является частью данной информации. По каким бы причинам ни произошёл разрыв в данных на ценнике и на кассе, подобные факты означают невыполнение продавцом своих непосредственных обязанностей.

Если же и кассир, и вызванный администратор отказываются признавать действие закона и продавать товар по цене, указанной на ценнике, требуйте жалобную книгу и делайте в ней запись о данном нарушении.

Нелишним будет обращение в Роспотребнадзор и/или в организацию по защите прав потребителей, советует Павел Илясов. В качестве доказательства нарушения можно использовать фотографию ценника и завышенную стоимость товара, указанную в чеке. Подтвердить нарушение продавца также могут свидетели.

Нужно ли оплачивать случайно разбитый в магазине товар?

Ещё один инцидент, который часто случается с покупателями в магазинах — случайная порча продукции. Существует даже версия, что продавцы специально расставляют хрупкие товары таким образом, чтобы при любом неловком движении клиенты супермаркета могли бы их задеть и разбить. Обязан ли покупатель оплатить разбитую им бутылку вина за три тысячи рублей?

«Такие случаи происходят периодически во всех магазинах с открытой выкладкой, но и в иных ситуациях покупатели за такие случайные происшествия не отвечают. Дело в том, что переход права собственности на тот или иной товар происходит в момент его оплаты на кассе, а до тех пор любой из представленных к реализации товаров является собственностью торговой организации. На подобные ситуации магазины обычно закладывают некоторый процент потерь в цены реализации и возмещают их из собственных источников.

Но следует отличать случайное повреждение (например, упала стеклянная банка, стоявшая слишком близко к краю прилавка) от умышленного повреждения (покупатель вскрыл бутылку с дорогостоящим напитком и отпил из неё). В последнем случае имеется вина покупателя, и он может быть привлечён к ответственности», — объясняет Варламов.

Можно ли открывать товар, если он понадобился до кассы?

В данном случае покупатель поступает некорректно — всё-таки товар ещё не оплачен и фактически является собственностью торговой организации, говорит Варламов. «Вскрытие такого товара влечёт его порчу и невозможность дальнейшей реализации, что причиняет ущерб торговой организации. На основании п. 1 ст. 1064 ГК РФ магазины нередко устанавливают штрафы за такие действия наравне с хищениями товара — как правило, штраф приравнивают к стоимости товара, и таким образом его цена на кассе удваивается», — предупреждает эксперт.

При крайней необходимости, например когда надо запить лекарство или напоить ребёнка в длинной очереди, открыть бутылку с водой (или какой-то другой нужный сию секунду продукт) можно, согласовав свои действия с работниками магазина. Это снимет с вас вину в причинении ущерба и позволит продавцам проконтролировать оплату вскрытой покупки. Может быть, даже вам предложат оплатить все свои покупки вне очереди, не исключает Варламов.

Может ли продавец не продать товар, сославшись на отсутствие сдачи?

Если продавец по каким-то причинам отказывается продавать вам товар, ссылаясь на отсутствие сдачи, он нарушает российское законодательство. Так, в соответствии со статьёй 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи по своей правовой природе является публичным договором. «Положения о публичных договорах регламентируются нормами ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которыми отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Отказ продавца принять оплату в виде любой денежной купюры означает отказ от заключения публичного договора. Кроме того, отсутствие сдачи не является отсутствием возможности продавца предоставить потребителю соответствующие товары.

Таким образом, отказ продавца продавать товар, если у него нет сдачи, нарушает нормы действующего законодательства», — указывает Илясов.

Какие товары можно возвращать в магазин, если они просроченные, а какие нельзя?

Покупатель имеет право вернуть в магазин любой товар, если он был продан ему просроченным, а продавец при этом обязан возвратить покупателю уплаченные за товар денежные средства. Дело в том, что торговля продукцией с истекшим сроком годности запрещена законом (п. 5, ст. 5 закона «О защите прав потребителей»).

«Согласно ст. 472 ГК РФ, истечение срока годности товара означает его непригодность для использования по назначению. Продажа товаров с установленными сроками годности должна быть организована продавцом таким образом, чтобы товар мог быть использован по назначению в течение оставшегося после передачи товара срока годности. Поэтому любые товары с истекшим сроком годности не просто должны бесспорно приниматься магазинами обратно, но и продаваться-то вообще не могут, если действовать строго по закону», — подчёркивает Варламов.

По его словам, за сам факт реализации продуктов с истекшим сроком годности продавцу грозит штраф в размере от 3 до 10 тысяч рублей. Торговая организация может потерять сумму от 20 до 30 тысяч рублей.

«Если же имела место продажа продуктов питания с истекшим сроком годности, что априори несёт угрозу причинения вреда здоровью граждан, то виновные могут быть привлечены и к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ, за что можно лишиться 300 тыс. рублей или 2 лет свободы», — отмечает эксперт.