В режиме экономии. Как кризис изменил финансовые привычки россиян

Минэкономразвития внесло в правительство скорректированный макропрогноз на 2015 год, рассчитанный исходя из среднегодовой стоимости барреля нефти в 50 долларов. По оценке ведомства, спад российской экономики в этом году составит 3%, из-за чего бюджет не досчитается 2,35 трлн рублей.    
   

Темпы роста потребительских цен составят порядка 12%, а отток капитала — 100 млрд долларов.

Негативные события в национальной экономике приведут к спаду заработных плат и падению реальных доходов населения.

«Динамика потребительского спроса в отрицательных значениях находится: спад и по реальной заработной плате — более 9%, и по реальным доходам населения — 6%», — заявил глава МЭР Алексей Улюкаев.

Доходы падают, расходы растут

Доходы россиян начали падать ещё в прошлом году, это произошло впервые с 2000 года. По данным Росстата, в декабре реальные располагаемые доходы соотечественников сократились на 7,3% (главная причина — стремительная девальвация рубля, произошедшая в декабре). По итогам всего 2014 года, падение реальных доходов составило 1%.

Следом за обвалом курса российской валюты и сокращением доходов обвалилась потребительская уверенность россиян — индекс потребительской уверенности в четвёртом квартале снизился на 11 процентных пунктов, до минус 18%, отчитался ранее Росстат. Для сравнения: в третьем квартале 2014 года показатель составлял минус 7%, во втором — минус 6% и минус 11% в первом квартале.

В Минэкономразвития ожидают, что в 2015 году потребление россиянами непродовольственных товаров сократится на 10,5%, платных услуг — на 5%. В первую очередь соотечественники откажутся от услуг юристов (минус 8,3%), затем от платной медицинской помощи (минус 7,8%). На 7,6% реже станут посещать культурные мероприятия и на 6,7% — ездить отдыхать.

   
   

По оценке экс-министра финансов Алексея Кудрина, в 2015 году реальные доходы россиян сократятся на 3–5%, «а за два – три года наберётся и до 10%». Десятипроцентное сокращение доходов возможно при условии, если цены на нефть сохраняется на уровне 40 долларов за баррель, добавил Кудрин.

В режиме экономии

Обвал рубля (с января 2014 года российская валюта подешевела на 70%) привел к тому, что россиянам пришлось в спешном порядке менять свои потребительские привычки — меньше совершать необдуманные покупки и больше экономить. Кроме того, соотечественники начали переориентироваться на магазины более дешёвого сегмента. Об этом, например, свидетельствует отчёт ритейлера X5 Group — с октября по декабрь прошлого года посещаемость магазина «Пятёрочка» увеличилась на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. А вот посещаемость в двух других сетях ритейлера, «Карусель» и «Перекрёсток», наоборот, снизилась, на 6,6% и 6,5% соответственно.

Несмотря на ажиотажный спрос, зафиксированный в магазинах бытовой и цифровой техники перед Новым годом, на продуктах питания экономили 55% жителей российских городов-миллионников, свидетельствуют данные опроса Synovate Comcon. Этот показатель на 12% больше, чем в первом квартале 2009 года. Почти 29% респондентов признались, что не делали подарков родственникам (в прошлом году их количество составляло 24%). Снижение курса рубля вынудило 41% начать экономить на продуктах питания и на одежде.

Как заявила ранее пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, «в связи со скачками курса валют и с экономической ситуацией» количество предновогодних поездок за границу уменьшилось на 50–70%. По данным соцопроса Synovate Comcon, 58% граждан готовятся экономить на досуге и на отдыхе.

По подсчётам Центробанка, на зарубежный отдых в 2014 году соотечественники потратили на 6% меньше, чем годом ранее (50 млрд долларов).

Порядка 40% россиян, опрошенных Росстатом, ожидают, что ситуация в российской экономике будет ухудшаться. Отрицательные изменения в своём материальном благосостоянии уже чувствует треть респондентов. Доля обеспокоенных происходящим в национальной экономике граждан, по версии Synovate Comcon, выросла на 8% и достигла 78%, что немногим ниже показателей кризисных 2008–2009 гг.

«Потребительское поведение россиян в ситуации ухудшающейся экономической конъюнктуры далеко не всегда рационально. В настоящий момент ситуация внутри страны действительно менее благоприятна, чем полтора – два года назад, однако говорить о серьёзном кризисе всё же не стоит. В памяти граждан сильны воспоминания о событиях 1998 и 2008 года, когда ситуация была намного тяжелее, страна слабее подготовлена к такого рода испытаниям, соответственно, население пострадало сильнее, чем может пострадать сейчас.

Действительно, девальвация рубля привела к росту цен, однако необходимости запасать продукты всё же нет. Вкладывать сбережения в бытовую технику и т. п. — вообще нерационально, так как если эти вещи не нужны в процессе потребления, то в недалёком будущем избавиться от них можно будет лишь со значительной потерей стоимости, поскольку выпуск более совершенных моделей происходит очень быстро», — рассуждает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова.