Депутат о 50-рублёвом пособии: «Деньги уходят в пустоту»

С 1994 года в России выдают ежемесячное пособие в размере 50 рублей матерям, находящимся в отпуске по уходу за детьми от 1,5 до 3 лет. За все эти годы сумма выплаты ни разу не индексировалась. Сейчас размер пособия в большинстве регионов не может даже покрыть стоимость проезда на общественном транспорте для оформления выплаты. Учитывая количество справок, которые необходимы для получения этой крошечной суммы, многие мамы отказываются от положенных 600 рублей в год.

   
   

О том, куда уходят выделенные, но невостребованные деньги, АиФ.ru рассказала член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Чиркова.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Ирина Александровна, а в России вообще много таких «щедрых» пособий?

Ирина Чиркова: Насколько я знаю, 50-рублёвое пособие — самое маленькое, и к тому же долгожитель, поскольку существует с 1994 года. Оно почему-то всеми забыто, и его просто незаметно продлевают из года в год, вносят изменения. Партия недавно заметила, что там есть корректировки от 2013 и даже 2014 года, при этом размер выплат никто не меняет. Мы второй год при рассмотрении бюджета задаём вопрос представителям Минтруда об этом пособии, они же разводят руками. У них нет позиции, они даже механизм дальнейших действий не предлагают. Видимо, надо ликвидировать эти выплаты, потому что деньги просто уходят в пустоту. Ежегодно закладывается сумма 3,8 млрд рублей, а расходуется по этой статье только 1,5 млрд, представляете, как удобно? Можно говорить, что вы помогаете деточкам с мамами, ведь такое пособие есть, но никто не упоминает о его размере.

— А что происходит с деньгами, которые никто не забирает?

— Они остаются в бюджете, их направляют на другие нужды, а названа эта статья «Помощь матерям». Сегодня ситуация не такая благоприятная, чтобы разбрасываться деньгами, давно надо оценить эффективность всех статей.

— Вы как мама сами оформляли такое пособие?

   
   

— Мне с первым ребёнком сказали: «Идите, собирайте справки и получайте эти деньги». Я ответила: «Извините, мне и некогда и стыдно ради таких денег собирать справки, тревожить какие-то службы, чтобы они оформляли это всё. А в результате накапливается 600 рублей в год!». Даже пачка памперсов столько не стоит. Поэтому мы как депутаты настаиваем на том, чтобы изменить ситуацию, но вмешаться не можем, это же Указ президента, это не Федеральный закон. Позавчера я просто набралась смелости и написала письмо Владимиру Путину о том, что мы просим его поручить соответствующим службам проработать какую-то иную систему помощи.

— Например, какую?

— Яслей у нас нет, их физически уничтожили ради того, чтобы всех детишек с 3 лет отдавать в садик, по крайней мере, по своему региону я знаю, что их фактически не осталось. Поэтому от 1,5 до 3 лет детям никакой существенной помощи ни в качестве садика, ни в денежном эквиваленте нет. Понятно, что матерям не нужно всем помогать, кто-то уже к этому времени выходит на работу, у кого-то есть бабушки и дедушки, у кого-то хорошие доходы собственной семьи. Надо уходить от того, чтобы помогать всем по крошке. Моя личная позиция и позиция нашего комитета в том, что лучше эти деньги, 3,8 млрд рублей, направить тем, кому они действительно нужны, а не всем по чуть-чуть. Например, эта сумма, заложенная на меня, — мне не нужна. Я рада помочь, скажем, моей соседке, которой она будет нужней. Поэтому механизм нужен более действенный, конкретный и социально направленный. Мы будем озвучивать нашу позицию постоянно, цель поставлена, на то мы и комитет, и сами матери, сколько можно уже говорить, надо что-то делать.