Вот в чём вся соль. Почему треть «солёного» рынка России занимает импорт

Каравай наш. Соль наша на две трети. Ещё одна треть — из Белоруссии, Казахстана и даже Ирана. © / Фото: Станислав Красильников / РИА Новости

Парадокс: запасы соли в России практически неисчерпаемы, но внушительная доля крупиц в наших солонках импортная.

   
   

«АиФ» попытался понять, как так вышло.

Кто нам насолил

Соль, как и хлеб, и сахар, и основные лекарства, относится к товарам с так называемым неэластичным спросом – заменить такой товар в случае резкого дефицита нечем. Иными словами, людям придётся покупать соль, даже если её стоимость изменится запредельно (отсюда, кстати, и соляные бунты, сотрясавшие Россию и другие государства в былые времена). И отнюдь не случайно соль включена в Док­трину продовольственной безопасности как один из важнейших продуктов, которым страна должна обеспечивать себя самостоятельно на 85%.

Должна. Но по факту импортной соли на нашем рынке 33,6% (более 2,5 млн тонн). Идёт она в РФ из Турции, Азербайджана, Ирана, Белоруссии и Казахстана. Последние два экспортёра основные: белорус­ские поставки – порядка 1,5 млн тонн, казахские – 0,9 млн.

Речь не только о пищевой соли (объём рынка 6 млн тонн), но и о технической (1,47 млн тонн), которая используется практически повсеместно. В коммунальном хозяйстве – это противогололёдные реагенты. В промышленности – буровые растворы, очистка и смягчение воды, производство каустика и хлора. В фармакологии – изготовление физрастворов и медицинских препаратов.

«В последние годы российские компании увеличивают производство соли значительными темпами, – указывает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова Ибрагим Рамазанов. – Основными её производителями остаются «Руссоль», «Тыретьсоль», «Каустик», «Варница», «Киреевский солепромысел» и ПК «Галит». Они в 2023 году увеличили выпуск на 10,5% и готовы нарастить объёмы и расширить многообразие солей на уже освоенных месторождениях ещё на 43%».

И вот загадка. Вроде бы отечественных мощностей вполне достаточно и для внутреннего рынка, и для наращивания экспорта. Но почему-то треть соли в России завозная. Причём эта доля не уменьшается, а, напротив, растёт (за прошлый год с 31,1 до 33,6%).

   
   

На полке тесно

Рост импорта при хорошем потенциале российских производителей – ситуация нездоровая, считает зампред правления Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Причин для этого, по его словам, несколько. Но главных две: сложности с подачей вагонов (как пустых, так и гружёных) для отечественной продукции и откровенно непатриотичная политика торговых сетей, которые отдают предпочтение импорту. Это либо соль, на упаковке которой честно написано, что она не наша, либо продукция компаний-перефасовщиков, которые, меняя упаковку, «превращают» привозную соль в отечественную. Сетям это выгодно: они получают бонусы за размещение импортного товара на своих полках. «А вот потребитель явно в минусе. Как минимум потому что ввезённая соль дороже российской», – говорит Леонов.

Эксперты уточняют: если на упаковке написано, например, «произведено в Санкт- Петербурге» или «произведено в Ростове», значит, это перефасовка импорта. У такой продукции нередко проблемы с качеством. Например, повышенное содержание влаги (поэтому она слёживается). А вот содержание хлорида натрия у импортной соли класса «экстра» ниже, чем у российской: 96,7–97,4% – это показатель на уровне нашего 2-го сорта.

«Из-за поведения сетей, отдающих предпочтение чужому продукту, теряют и наши производители. Рынок сбыта для них сужается, поскольку родной магазинный прилавок занят импортом», – продолжает Леонов.

Рассчитывать на сознательность продавцов, по мнению отраслевиков, не приходится. Тут нужны меры, в том числе законодательные. Сейчас ассоциация завершает мониторинг торговых сетей, чтобы понять, о каких объёмах идёт речь. После этого можно будет определить желаемое соотношение импорта и отечественной соли в продаже. Эти данные, как ожидается, дополнят законопроект о «российской полке», который предполагает выделение определённой доли в ассортименте магазинов для продукции производства РФ.

Крупицы Китая

Китай, будучи мировым лидером по производству соли, не отказывается от её импорта, в том числе и из РФ. Причины – удобная доставка в северные районы Китая и экологический аспект. «Основным драйвером роста закупок нашей соли стал сброс воды с аварийной АЭС «Фукусима», – отмечают в «Руспродсоюзе». – Так как львиная доля соли, поставляемой в КНР, была морской, там решили переключиться на иную продукцию, в частности российскую».

К слову, Китай – лидер не только по производству соли, но и по её потреблению. Вот цифры, которые приводит сайт worldpopulationreview.com:

Среднее потребление соли (г на человека в день) 

Китай

17,7

Венгрия

14,3

Южная Корея

12,3

Польша

11,1

Малайзия

10,5

Япония

10,2

Индия

9,8

Россия

9,7

Италия

9,7

Аргентина

9,2

США

8,9

Германия

8,7

Франция

7,6

Потребление, рекомендуемое ВОЗ

не более 5

Сигнал солёного «светофора»

Без соли невкусно, но у неё больше недостатков, чем достоинств. Да, натрий нам нужен, он участвует в массе физиологических процессов. Но потребляем мы его в избытке, а это уже неоспоримый вред здоровью. Инсульты, рак желудка, камни в почках, сахарный диабет, остеопороз и катаракта – всё это ВОЗ напрямую связывает с солью. 

Одна из попыток отучить россиян есть всё солёное предполагает «окрашивание» данных о содержании соли в продуктах по принципу светофора: зелёный (безопасное), жёлтый (нейтральное), красный (опасное). «Это позволит потребителю при сканировании цифрового кода маркировки получить в приложении «Честный знак» необходимую информацию и сделать осознанный выбор», – считает глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов

Ввести «светофор» пытаются уже несколько лет, но пока мешают сложности административного характера.

Нажмите для увеличения