Винная карта. Как вино из России завоевывает зарубежные рынки

Ирина Малина / АиФ

Производители вина из России наращивают поставки за границу. За последние четыре года экспорт вырос на 40% и перед пандемией превысил 10 млн долл. Основные экспортеры российского вина — Краснодарский край и Крым.

   
   

От Китая до Германии

В первой половине 2020 г., даже несмотря на пандемию, продажа вина за рубеж выросла на 23%, до 2,9 тыс. тонн. Его покупают Украина (51%), Белоруссия (11%), Казахстан (9,3%), а также страны дальнего зарубежья: Китай, Германия, Израиль, Швейцария. При этом география поставок всё время растёт. Большую роль в этом сыграл нацпроект «Международная кооперация и экспорт». Благодаря ему отечественные компании могли участвовать в международных выставках, налаживать  контакты с потенциальными покупателями и заключать контракты на поставку своей продукции, а специалисты Российского экспортного центра консультировали их по поводу качества вина для потенциальных стран-покупателей.

Лидер российского виноделия — Краснодарский край. Там находится 65 специализированных предприятий и около 150 малых производителей вина. Одно из крупнейших в России предприятий полного цикла — агропромышленная фирма «Фанагория». Она производит саженцы, выращивает виноград и выпускает несколько видов алкогольных напитков: тихие, игристые, ледяные, ликёрные вина, а также коньяки (бренди) и виноградную водку (чачу). Фанагорийские вина продаются в Китай, Германию, Японию и в магазины сети дьюти-фри. Предприятие владеет виноградниками площадью более 3,4 тыс. га, на которых ежегодно собирается до 30 тыс. тонн винограда.

Другой краснодарский производитель — «Кубань-вино» — недавно открыл для себя новые рынки сбыта: Малайзию, Белоруссию, Турцию, Норвегию, Китай. Компания производит тихие и игристые вина из собственного виноматериала. Она одной из первых в стране прошла процедуру сертификации в Системе добровольной сертификации «Сделано в России».

Традиции виноделия

Крымское предприятие «Массандра» до пандемии отправляло на экспорт 600 тыс. бутылок вина в год. В 2020 г. зарубежные поставки выросли. Ежегодно с конвейера «Массандры» сходит от 15 до 20 млн бутылок вина. Основной рынок сбыта — внутренний, поскольку продукция очень востребована на территории России. Но часть её отправляется и на экспорт. Крымские вина активно покупают бывшие страны СНГ. В Белоруссии востребованы полусладкие, сухие вина, ликерные группы. Казахстан берёт десертные и крепкие вина, а Киргизия покупает практически весь ассортимент. С 2016 г. продукция «Массандры» стала поставляться в Китай. Эта страна традиционно предпочитает красные сухие вина. Из-за пандемии коронавируса в 2020-м поставки на время замерли, но потом возобновились.

«Массандра» была основана в 1894 г. князем Львом Голицыным и до сих пор хранит традиции производства вина из собственного винограда. Её виноградники занимают площадь 4 тыс. га от Фороса до Судака. Предприятие производит около 100 наименований различных вин. Многие марки ведут свою историю с позапрошлого века, но, помимо этого, практически каждый сезон виноделы создают и новые марки.

Поставки вина за рубеж — часть стратегии по увеличению экспорта несырьевых неэнергетических товаров, которую продвигает нацпроект «Международная кооперация и экспорт». В планах к 2024 г. увеличить несырьевой экспорт со 135 млрд долл. до 250 млрд.