Совокупная прибыль всех предприятий отечественной рыбопромышленной отрасли в 2022 году составила 194,5 млрд руб., что на 16% меньше показателя 2021 года, а в текущем году, согласно прогнозу всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), это значение упадет еще на 22,8% — 150 млрд руб.
«На показатели прибыли существенно повлияют не только макроэкономические параметры, но и индексация ставок сбора за водные биологические ресурсы», — назвал причины ухудшения состояния рыбопромышленников Герман Зверев в ходе собрания ассоциации, состоявшегося 7 февраля. «Быстрые изменения базовых экономических координат, „схлопывание“ налаженных рынков сбыта, кардинальное изменение правовых норм отраслевого законодательства — эти и другие факторы существенно повлияли на финансово-экономическое состояние отрасли», — детализировал глава ВАРПЭ.
Какие еще факторы повлияли на падение прибыли рыбаков и переработчиков и как это отразится на простых потребителях, на стоимости рыбной продукции в российских магазинах, специально для aif.ru объяснил президент всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев: «Прибыль — это финансовый показатель, отражающий разницу между выручкой предприятий от реализации продукции и другими видами доходов и затратами на осуществления деятельности. Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда, несмотря на увеличение выручки, прибыль предприятий снижается. Это связано со значительным ростом издержек. Например, из-за пандемии в последние годы значительно выросли расходы на логистику, фрахт и антиковидные мероприятия. В 2022 году логистические расходы росли из-за санкций, но больше всего на издержки предприятий повлияло удорожание судового топлива, на которое приходится до 30% себестоимости продукции. Цена на него выросла вдвое. В 2023 году на прибыль отрасли будут влиять и другие факторы — увеличение налоговой нагрузки на предприятия, а также растущая закредитованность отрасли, связанная в том числе с реализацией программы инвестиционных квот.
Но хочу отметить, что снижение прибыли сказывается в первую очередь на финансовом самочувствии предприятий — на доходности бизнеса — нежели на потребителях. Снижение этого показателя связано, в том числе, с желанием рыбаков сохранить цены на внутреннем рынке на прежнем уровне, несмотря на рост себестоимости продукции.
В России цена на рыбопродукцию ограничена потребительским спросом: чем выше цены на рыбу, тем ниже ее продажи. Поэтому в интересах и бизнеса, и государства — разработать механизмы, в том числе господдержки, которые позволят сдержать рост цен и при этом не приведут к убыткам рыбаков и невозможности оплачивать банковские кредиты и выполнять обязательства перед работниками».