Структура кофе. Подорожают зерна, а не чашки

Биржевые цены на кофе сорта робуста растут на 20%, сообщает Bloomberg, стоимость сырья для популярного напитка достигла максимума за последние 12 лет.

Подорожание началось еще в 2021 году из-за неурожая в Бразилии, но для отечественных потребителей все эти изменения котировок играют меньшую роль, чем динамика валютных курсов, считает гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.    
   

«В стоимости стаканчика готового эспрессо доля сырья не превышает одной пятой части, все остальное — плата за сервис, электричество, воду, аренду и прочее, — говорит Чантурия. — А для цены банки растворимого кофе или пакета зернового намного важнее текущий курс доллара, чем биржевые расценки на зерно».

Колебания кофейных биржевых цен доходят до отечественного потребительского рынка через полгода, продолжает глава Росчайкофе. Если не брать ситуацию 2021 года, когда цены взлетели в два с половиной раза, то все эти изменения сглаживаются изменениями курсов валют. Курс доллара намного больше влияет на стоимость упаковки с кофе в магазине, чем биржевые котировки на зерна, уверен Чантурия.

«Есть два сорта кофе: арабика и робуста, — продолжает эксперт. — Зерна арабики обеспечивают вкус и аромат, но этот сорт более трудоемок в выращивании. Вкус робусты менее изысканный, зато она в среднем на 10% дешевле. Обычно используют смесь арабики и робусты. В пачке зернового кофе может быть 80% арабики и 20% робусты, а в смеси для изготовления растворимого кофе — наоборот. В целом в мире того и другого сорта употребляют примерно поровну».

Из-за роста цен на кофе спрос в последние годы сместился в сторону более дешевой робусты, как следствие, разрыв в ценах между сортами сокращается, констатирует Чантурия. Однако для простого покупателя вся эта информация вполне может оказаться лишней — на цифры на ценниках она будет влиять очень опосредованно.

«В такой ситуации у кофеен и производителей растворимого кофе есть два очевидных пути: первый — конечный продукт становится дороже, чтобы сохранить хоть какую-то прибыль, а значит — чашка кофе в кофейне подорожает на 15-20% (в люксовых вырастет еще больше), второй путь — уменьшать количество кофе в чашке, — возражает доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Плеханова Игорь Строганов. — Перенастраивать кофейные машины, чтобы они наливали больше воды и меньше эспрессо, добавлять разные субстанции (молоко, вкусовые добавки, сиропы), усиливать вкус добавками и ароматом кофе идентичным натуральному. Массовый поставщик, производитель или кофейня, скорее всего, пойдет сразу по обоим путям. Да и массовая доля робусты в кофейной смеси, скорее всего, вырастет».