Куриные яйца первой и второй категории могут стать дешевле на 5% после принятия проекта закона, предложенного Федеральной антимонопольной службой (ФАС). В подготовленном ведомством документе есть норма, по которой торговым сетям запретят брать требовать у поставщиков яиц вознаграждение, предельный размер которого сейчас составляет 5%, напомнили в пресс-службе контрольного органа.
Откуда переполох
«В настоящее время более 60% куриных яиц реализуется производителями по прямым договорам через торговые сети, — сообщили в ФАС. — Наиболее востребованными являются яйца первой и второй категорий. Торговым сетям запрещается взимать с поставщиков вознаграждение за продажу отдельных социально значимых продовольственных товаров. Мы предлагаем дополнить этот перечень куриными яйцами первой и второй категорий».
В антимонопольной службе полагают, что это позволит производителям сократить затраты при поставках продукции. В результате и цены снизятся, и птицефабрики получат поддержку.
Второе дно в лукошке
«ФАС взялся за яйца в момент резкого повышения цен и предложил меры в рамках своей компетенции, — сообщил «АиФ» знакомый с ситуацией источник в отрасли. — Были инициированы проверки, возбуждены дела, об их результатах пока ничего не известно. Чиновники полагают, что своим вмешательством они действительно помогут потребителям и производителям, однако на самом деле ситуация несколько сложнее, сказываются особенности работы отрасли».
Поставками яиц в магазины, как правило, занимаются не сами птицефабрики, а организованные при них торговые дома, работающие в интересах одного и того же владельца, продолжил собеседник. Поэтому меры, предложенные ФАС, будут касаться взаимоотношений только торговой организации и посреднической структурой, сами производители как получали свои деньги от продающих их продукцию торговых домов, так и будут получать, причем в том же самом объеме.
«То же самое касается и розничной цены — в случае принятия законопроекта она по-прежнему останется рыночной, — добавил источник. — А те 5% вознаграждения, которые раньше переходили к торговой сети или магазину от посредника — торгового дома, — теперь останутся, и их никуда перечислять не будут. В результате доходы магазинов уменьшатся, а промежуточного звена, обслуживающего интересы владельцев птицефабрик, но не самих производителей яиц, увеличатся. Вот и весь тайный смысл этой инициативы».
В итоге для покупателя яиц не изменится ровным счетом ничего, заключил собеседник. Хотя для бизнеса изменения могут оказаться достаточно существенными, уверен он.