В России хотят отменить запрет торговли спиртным на рынках, действующий с 1995 года. Вопрос обсуждается в Минпромторге, который обеспокоен резким сокращением количества рынков в последние годы. О том, кто заинтересован в таком решении и насколько вероятно, что оно будет принято, рассказали эксперты aif.ru.
Мрачнеют краски ярмарки
Объясняя необходимость принятия такого решения, в ведомстве, отвечающем за развитие промышленности и торговли, отмечали, что действующие запреты слишком жесткие. Более того, ограничения не применяются к другим форматам торговли (те же традиционные магазины и супермаркеты) и ограничивают конкуренцию. Ограничения, введенные еще в 2006 году, привели в итоге к тому, что количество рынков в стране сократилось более чем в 7 раз — с 5 900 до 800. Все идет к тому, что такой формат торговли, как рынки, может исчезнуть в России уже довольно скоро. Чтобы поправить экономику рынков, Минпромторг предложил снять ограничения, главное из которых — запрет на продажу алкоголя — в том числе, в точках общепита, расположенных на их территории. Министерство предлагает позволить реализацию спиртного, если продавцы или заведения общепита получат необходимые лицензии.
Неожиданно против такой инициативы выступил Минфин, представители которого в ряде СМИ заявили о недостатке обоснований для принятия такого решения.
Кому налить?
Градус под контролем
Как отмечают эксперты, в случае снятия запрета, насчет контроля за качеством алкоголя на рынках можно не беспокоиться — сейчас там стоит абсолютно такая же контрольно-кассовая аппаратура, как и в обычных супермаркетах. Так что поставить систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) на рынке никакой проблемы не составит.
«Когда в 1995 году впервые вводили ограничения и затем запрет на торговлю алкоголем на рынках, на них царил хаос, — напоминает Шапкин. — Справедливости ради стоит отметить, что в те годы практически весь алкоголь был, что называется „левым“ и торговали им все, в том числе и в официальной рознице. Но на рынках вообще творилось непонятно что: никаких кассовых аппаратов, никакого надзора — полная свобода. Сейчас вопрос контроля на рынках вообще не стоит, потому что система ЕГАИС сегодня стоит даже в сельских магазинах. Поэтому рассуждать, что какой-нибудь рынок не справится с соблюдением установленных требований как-то даже нелепо. Так что рынкам разрешение на торговлю алкоголем дало бы некий глоток воздуха».
По словам Шапкина, существует простая схема: если убрать алкоголь из ассортимента любого продовольственного магазина, его выручка сокращается сразу примерно на 40% — внушительная сумма. Хотя сам алкоголь приносит около 15%. Причина в том, что покупателей становится меньше, потому что алкоголь — своеобразный драйвер торговли, как бы кто к этому факту ни относился. При прочих равных покупатель предпочтет сходить не на рынок, где и овощи с фруктами посвежее, и выбор больше, а в супермаркет, где есть спиртное. Так что сейчас рынок и супермаркет предлагается просто уравнять в правах.
По данным Росалкогольтабакконтроля, по итогам прошлого года продажи водки составили 75,6 млн дал (-0,8%), коньяка выросли на 9,4% — до 13,9 млн дал, а у других спиртных напитков крепостью выше 25 градусов зафиксирован рост на 14,6% — до 12,7 млн дал. Для слабоалкогольной продукции показатель увеличился на 14,5% — до 18,4 млн дал. Тихих вин за год продано 56,5 млн дал, игристых — 21,7 млн дал.