Предвестники еды. Зачем и для кого возрождают оптово-розничные рынки

Уйдём из супермаркетов — придём на рынки? © / Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Новые продуктовые рынки для оптово-розничной торговли появятся в России. Минпромторг разослал такую рекомендацию региональным властям.

   
   

Оптовки были очень популярны в 1990-е годы, но затем уступили место сетевым магазинам. Зачем же чиновники их опять возвращают? И где мы теперь будем покупать продукты — в супермаркетах или на таких новых-старых рынках?

Дикое поле

«У такого формата, как оптово-розничные рынки, с точки зрения государства есть два больших недостатка — их продавцы невидимы для налоговой инспекции и собрать с них то, что причитается бюджету, практически невозможно, — объясняет академический руководитель образовательной программы „Менеджмент в ретейле“ Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев. — Кроме того, такая торговля — замечательная возможность для недобросовестных бизнесменов обелить или обналичить деньги. У потребителя же главная проблема в его незащищённости: предъявить претензии продавцу товара на рынке довольно сложно».

Почему магазины, в том числе сетевые, теснят рынки? Они удобнее для покупателя. Товар расфасован, можно набрать его в тележку и оплатить всё за один раз на кассе. Нет необходимости бродить между лотками, каждый раз вставая в очередь, рассчитываться отдельно за хлеб, отдельно — за овощи и фрукты, а потом идти ещё за рыбой или мясом. Чиновники тоже всячески содействуют крупной рознице: как минимум, за её работой проще следить.

Нажмите для увеличения

Предел совершенства

Когда сеть заходит в населённый пункт, у неё есть ресурсы, чтобы за счёт низких цен и акций подвинуть конкурентов. А когда поле будет расчищено, супермаркет становится монополистом, цены поднимаются, владелец сполна компенсирует всё, что упустил в первые месяцы работы магазина. И продолжает экспансию дальше по стране.

«Чем больше торговых точек, тем выше конкуренция, ниже цены и меньше вероятность сговора между продавцами. В идеале в России рынки должны обеспечивать 20–25% торгового оборота, — рассказывает доцент РЭУ имени Плеханова Светлана Казанцева. — Сейчас им принадлежит чуть больше 4%. У сетевых магазинов есть ещё один недостаток — они не слишком заинтересованы в работе с местным бизнесом. Им нет смысла закупать продукцию у десятков локальных производителей: огромные партии, поставляемые крупными хозяйствами на их центральные базы, развозят по всем точкам. При этом фермеры, выращивающие в округе овощи или держащие молочных коров, остаются не у дел. Вписаться в требования закупщиков крупного ретейла им часто не под силу, а канал сбыта оказывается почти полностью перекрыт „федералами“. Для многих такая ситуация становится приговором — они закрывают бизнес».

Одно из последствий этого — укрупнение сельхозпроизводителей.

   
   

«Оно происходит со всеми хозяйствами: мелкие поглощают друг друга и становятся средними, средние объединяются или вливаются в крупные, а большие вырастают в гигантские агрохолдинги, — рассказал „АиФ“ замглавы Росстата Константин Лайкам. — Это не сказывается на общей производительности села, однако число хозяйств сокращается, показала состоявшаяся всероссийская сельскохозяйственная перепись».

При этом сокращается число рабочих мест. Один торговец на рынке может обеспечить доходом всю деревню, из которой он привёз туда овощи или молочные продукты. Сетевой же магазин максимум, что может предложить на рынке труда, — 5–10 вакансий продавцов и грузчиков.

Идеальный выход

Торговое оборудование в супермаркетах на 80% импортное, из-за санкций сети уже объявили о заморозке своих планов развития. На то, чтобы поддерживать уже работающие точки, запасов матчасти им хватит ещё на пару лет, а вот открыть новые уже не получится, уверяет Лебедев. Есть и проблемы с некоторыми расходными материалами. Например, подложку для самоклеющихся бирок (их используют на весах самообслуживания) в России не производят. Поскольку эта продукция явно не из числа самых необходимых, ожидать, что она окажется в приоритетном списке на импортозамещение, не приходится. А использование таких весов — возможность магазину сэкономить на ставке продавца. Не будет ленты — вырастут издержки.

Возрождая оптовки, государство одновременно решает две задачи: сохраняет возможность людям покупать нужные продукты и восстанавливает рабочие места, тем самым повышая доходы россиян, что, в свою очередь, обеспечивает платёжеспособный спрос, без которого экономика развиваться не может. По экспертным оценкам, появление оптовок может минимум на треть увеличить выручку окрестных ферм и мелких сельхозпроизводителей.

«Если удастся увеличить долю торговли на рынках в четыре раза — с нынешних 4,1% до 20%, — могут снизиться и цены, — считает Казанцева. — Вряд ли продукты подешевеют больше чем на 5%: у производителей растут издержки, и продавать ниже себестоимости они не будут. Но вот магазины, у которых добавятся конкуренты, частью своей прибыли пожертвуют. Сейчас они за свою работу закладывают в среднем 25% цены товара».

Возвращение на базар

За 20 лет мы привыкли к супер- и гипермаркетам. Многие, особенно за время пандемии, освоили сервисы онлайн-заказа продуктов и уже отвыкли тратить время на походы по магазинам. Что может заставить в такой ситуации потребителей вернуться на рынки?

Новые рынки придут не на смену магазинам, а в дополнение к ним, отмечают эксперты. То есть у человека появится выбор, где решать свою продовольственную проблему. Да и новые оптовки, скорее всего, будут намного удобнее и уютнее тех уставленных контейнерами площадок, которые были раньше.

«Большие крытые площадки с минимальным дизайном внешне скорее будут похожи на бюджетные супермаркеты, — объясняет Казанцева. — Только вместо одного продавца там будет множество. Мы люди, нам свойственно общаться. Появятся знакомые продавцы, которые будут помнить вкусы и предпочтения своих постоянных клиентов, что-то им специально откладывать. Это очень сильный фактор, который часто недооценивают экономисты. А для тех, кому проще и удобнее заказывать еду по интернету, на новых рынках может появиться некий аналог маркетплейса, где точно так же курьеры соберут, упакуют и доставят домой покупателю то, что он закажет».

Новые оптовки станут местом, где можно будет купить всё самое необходимое, полагают эксперты. За чем-то более сложным мы по-прежнему пойдём в магазин. А изысканные или экзотические продукты останутся на бутиковых рынках. У старого-нового формата есть своя ниша, внутри которой он сможет вполне успешно развиваться, попутно позволяя и нам, и государству решать насущные проблемы.

«В нынешней ситуации государство запускает что-то вроде нового НЭПа, — считает Лебедев. — Мелкому бизнесу предлагают включиться в работу: сделать так, чтобы у людей по-прежнему была возможность купить и продукты, и промтовары, и одежду, взамен обещая снизить налоговый и административный контроль. Поскольку из-за санкций мы вынужденно откатываемся на предыдущий технологический уровень во всём, в том числе в торговле».